По имеющимся последним сведениям Росстата, в самом начале марта розничные цены на бензин увеличились в среднем на 0,4%, хотя на протяжении первых 2-х месяцев года горючее даже незначительно дешевело — в общем на 0,1%. Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев также подчеркнул, что ведомство обеспокоено ростом котировок и пробует выявить природу данного явления. В Туве бензин вырос в цене на 2,7 процента, в Хакасии на 0,8 процента. В столице РФ цены увеличились на 0,2%. Он объяснил, что увеличение акциза с 1 января 2016 года приведет к потере 30 млрд. руб., а нынешнее повышение с 1 апреля акциза удвоит сумму потерь до 60 млрд. руб. Поэтому без поднятия цен на бензин русские заводы «Лукойла» будут в 2016 году с отрицательной маржой. В стоимости тонны бензина пятого класса этот сбор поднимется с 7,5 тысяч рублей до 10 тыс. рублей, а на дизельное горючее — с 4,15 тыс. рублей до 5,09 тыс. рублей за тонну. «Но ситуация тихая и экстренных мер не понадобится», — считает Артемьев. Такие меры были приняты в связи с кризисом региональных дорожных фондов, а также в связи со спадом доходов федерального бюджета, которые формируются за счет акцизов: в 2015 году на дофинансирование дорожных фондов ушло 240 млрд. руб. Госдума приняла в первом чтении законопроект, по которому с мая 77% акцизных сборов будет поступать в бюджеты субъектов РФ, а 23% – в федеральную казну. При этом, в связи с монополизацией отрасли нефтяные компании могут позволить выставлять потребителям розничные цены, значительно выше оптовых.
«По прогнозам наших аналитиков, цены на топливо в течение всего года будут подниматься в России плавно, и мы полагаем, что резкие скачки их абсолютно исключены, — отмечают в ФАС. – Пока мы не можем точно сказать, насколько точными являются наши убеждения, поскольку и ранее никто не был в состоянии достоверно угадать, как именно будет вести себя стоимость бензина на рынке страны. Всё будет зависеть, конечно же, от целого ряда различных факторов, включая и такой аспект, как повышенные акцизы».
А справится ли ФАС в этом году с ростом цен на бензин, если до этого, в декабре 2014 года Владимир Путин был удивлен ростом розничных цен на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть. «Это как вообще понять? Куда ФАС смотрит?» – возмутился тогда В.В. Путин. ФАС при этом проигнорировала Президента, пояснив, что повышение цен связано с «объективными» причинами. Более того, ФАС использовала формулировки нефтяников, что рост цен объясняется «высокой налоговой нагрузкой» и «неблагоприятной конъюнктурой». И в результате не применила мер антимонопольного реагирования.
С «бензиновыми делами» которыми так гордится ФАС, т.к. самые большие штрафы в истории службы были получены с нефтяных компаний, не все так просто. Нефтяные компании продолжили повышение цен на бензин (начало 2011 г.) сразу после того, как штрафы за предыдущее повышение были уплачены, и глава ФАС отчитался В.В. Путину о проделанной работе. Согласно данным официальной статистики, в 2010 году цены на бензин выросли на 6,5% (ниже инфляции). Почти весь год продолжалось разбирательство нефтяных компаний с ФАС России в судах в рамках т.н. «второй волны» дел, которую антимонопольные органы возбудили против нефтяников. Однако уже с января 2011 года, то есть через месяц после выплаты штрафов в размере 15 млрд рублей, которые 4 нефтяные компании, наконец, выплатили за нарушения двухгодичной давности, рост цен на бензин продолжился опережающими темпами (можно предположить – в целях компенсации уплаченных штрафов за счет потребителей). Только за 1 полугодие 2011 года цены на бензин выросли на 11,6% (заметно выше инфляции), то есть рост был в 4 раза быстрее, чем в 2010 году.
Разумеется, учитывая социально-экономическую значимость данного товара, ФАС не могла оставить в стороне действия нефтяников. Игорь Артемьев объявил о начале «третьей волны» дел против нефтяных монополистов. Но дела были возбуждены по ценам на авиакеросин и дизтопливо, а не по бензину! Иными словами, как бы в обмен на уплату штрафа ФАС России «не заметила», как нефтяники его компенсировали за счет потребителей в течение последующих 6 месяцев.
Уже потом, осенью 2011 года, ФАС России возбудила очередное бензиновое дело. Но только в отношении одной компании – ТНК-ВР. В ходе разбирательства сошлись не на монопольно высоких ценах на бензин, а на создании дискриминационных условий (вообще, почему одних крупных игроков наказывают, а других крупных (например, ОАО «Сургутнефтегаз») – нет, а также почему столь разнятся штрафы по наказанным компаниям, почему в ходе заключения т.н. «мировых соглашений» с ФАС России размер штрафов снижается – предмет особого, более подробного исследования). В итоге нефтяные компании продолжили повышение цен на бензин (начало 2011 г.) сразу после того, как штрафы за предыдущее повышение были уплачены, и глава ФАС отчитался В.В. Путину о проделанной работе. Руководитель ФАС Игорь Артемьев: «При повышении акцизов все будет зависеть от того, как будет складываться рыночная ситуация. Но резких скачков быть не должно. Здесь несколько факторов будет работать. Акциз прямо транслируется в цену. Насколько Правительство решило увеличить акциз, то есть пополнить бюджет, чтобы решить социальные программы, настолько цена может теоретически вырасти».
Примечательно, что на научно-практической конференции «Правовое регулирование ТЭК России» заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что только за 2011 год крупные нефтяные компании приобрели 200 небольших автозаправочных компаний, что, разумеется, повышает уровень монополизации в отрасли и ограничивает конкуренцию. Необходимо отметить, что ФАС вправе заблокировать сделку, если она ведет к ограничению конкуренции, однако за 2011 год ФАС ни раз не воспользовалась своим правом. Так что монополизация рынка нефтепродуктов и уменьшение доли «малого автозаправочного бизнеса» происходит при прямом попустительстве ФАС России.
Один из немногих примеров классического антимонопольного кейса (а не столь любимых регулятором дел по «ущемлению интересов») в практике ФАС: монополист, компания-оптовик, работающая одновременно и на розничном рынке, повышает оптовые цены более высоким темпом (или даже выше в абсолютном выражении) розничных. Независимые АЗС несут убытки и вытесняются с рынка. Зачастую их бизнес в итоге скупается компанией монополистом. Именно на такие кейсы, а не на банальный «рост цен на бензин» должна в первую очередь обращать внимание ФАС, ведь рост цен — это уже следствие монополизации. Борясь не с причиной, а со следствием, трудно добиться положительного эффекта — в лучшем случае монополист переложит выплаченные ФАС штрафы на потребителей. К сожалению, подобных «классических антимонопольных кейсов» в практике ФАС немного. В большинстве регионов поглощение независимых АЗС произошло при бездействии регулятора. Но даже там, где дела возбуждаются (например, в Нижегородской области и Приморском крае), они не могут устоять в суде.