Предложения ФАС в отношении либерализации регулирования морских портов и авиационных узлов кажутся разумными. Однако в то же самое время ФАС предлагает ввести тарифный контроль над вывозом твердых бытовых отходов. При этом, вывоз ТБО явно относится к потенциально конкурентным сферам деятельности, контроль необходим разве что за чиновниками, чтобы обеспечить свободный доступ на рынок всем желающим. Эта инициатива приведет лишь к закреплению монопольного положения на рынке ТБО. Давно пора освободить от контроля локальные энергосети, что привлекло бы инвестиции в строительство новых сетей и развитие альтернативной энергетики. Вместо этого ФАС предпочитает возбуждать тысячи дел против промышленных, сельхозпредприятий и даже НИИ, называя их естественными монополистами из-за наличия у них теплосетей или старой котельной. Ну а либерализация регулирования портов и аэропортов явно делается под готовящуюся приватизацию этих объектов, и может иметь под собой коррупционную составляющую.
«Надо отпустить множество компаний из-под режима естественных монополий на волю», — заявил Игорь Артемьев. Речь, по его словам, к примеру, может идти об авиационных узлах или морских портах, например, на одном побережье, которые сегодня и так конкурируют друг с другом. Сделать это надо не только для нормализации тарифов, но и в целях приватизации для пополнения госбюджета, отметил глава ФАС. «Мы хотим, чтобы эти компании потом стали частными, чтобы в них инвестировали капитал», — сказал Игорь Артемьев.
В западной практике между тем понятие естественной монополии не массово распространено, пояснил «РГ» старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, член Экспертного совета по развитию конкуренции при правительстве России Вадим Новиков. Ни в ЕС, ни в США экономическая концепция естественных монополий не применяется. Но в штатах есть аналог — компании, оказывающие общественные услуги или услуги общеэкономического значения (ЖКХ, транспорт, инфраструктура). В Новой Зеландии же закон исходит из того, что дело не в том, в каком состоянии находится рынок, а в том, может ли его дерегулирование принести пользу всей экономике. Новозеландский антимонопольный орган признает, что регулирование чаще всего означает вычет из благосостояния страны, замечает Вадим Новиков. Наиболее положительный опыт дерегулирования — либерализация рынка гражданских пассажирских авиационных перевозок в США, осуществленная во второй половине 1970-х годов. После этого цены на авиабилеты снизились как минимум в два раза. А в Японии существовала большая почтовая служба, имеющая финансовую инфраструктуру. Содержание почты дорого обходилось государству, поэтому почтовая служба была приватизирована. После этого стоимость услуг там тоже снизилась. Можно также вспомнить опыт ликвидации естественных монополий в Великобритании. Там существовала Британская газовая корпорация, которая владела как генерацией, так и сбытом «голубого топлива» конечному потребителю, обеспечивая теплом 40 миллионов домохозяйств. На первом этапе эта госкомпания была приватизирована, одновременно с этим был создан макрорегулятор газового и электрического рынка для того, чтобы контролировать теперь уже частную монополию, в том числе и тарифы, устанавливаемые ею, рассказывает кандидат юридических наук, эксперт в сфере антимонопольного регулирования Николай Вознесенский. Позже были приватизированы и другие государственные региональные компании газовой генерации и сбыта, также впоследствии подчиненные государственному регулятору. В итоге конкретная британская семья получила возможность выбирать, у кого из поставщиков покупать газ и электричество. Английский потребитель сегодня имеет возможность в интерактивном онлайн-режиме мониторить тарифы разных компаний, чтобы оптимизировать собственные бытовые расходы, пользуясь самыми дешевыми услугами сектора ЖКХ. «В целом инициатива ФАС нужна отечественной экономике, потому что в конечном итоге она может привести к рыночным способам формирования цен на услуги значительной части естественных монополий, от чего население только выиграет», — считает эксперт.
Источник: Российская газета