Арбитражный Суд Чувашской Республики отменил решение ФАС в отношении АО «Тандер». В ФАС поступили обращения гр-н Красновой С.А. и Романова А.О. в которых они сообщили, что в разных магазинах «Магнит» (принадлежат АО «Тандер») установлены разные цены на один и тот же товар. Речь шла о бананах и вафлях. Так, в магазине по проспекту Мира, д. 15, 1 кг бананов стоит 101 руб., а в магазине «Магнит» по улице Энгельса – 75 руб.
ФАС пришла к выводу, что торговая наценка на вафли 20.01.2015 составила 79,2%, а 20.02.2015 – 83,3%. Аналогичная ситуация по другим овощам и фруктам. ФАС признала в действиях АО «Тандер» нарушение п. 6 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ в части установления разных цен на бананы в разных магазинах торговой сети, а также ч. 1 ст. 10 135-ФЗ в части установления необоснованно высокой цены на вафли «Сласть народу». С ноября 2014 г. по февраль 2015 года УФАС провела анализ конкурентной среды на рынке розничной продажи продовольственных товаров торговыми сетями на территории г. Чебоксары за период 2012 г. – 1е полугодие 2014 г. По мнению ФАС, АО «Тандер», ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» и ООО «Смак-Гурмэ» суммарно занимают <50% рынка розничной продажи продовольственными товарами торговыми сетями в г. Чебоксары и обладают коллективным доминированием. Однако по мнению АО «Тандер», ФАС не учла данные статистики по обороту торговых сетей на рынке, и неправильно определила наличие коллективного доминирования. Общество считает, что ФАС не исследовала поведение и долю на рынке других участников. По мнению Общества, ни один критерий, установленный в законе для определения доминирующего положения, не доказан. Расчет объема товарного рынка произведён ФАС путём сложения стоимости реализованных названными субъектами продовольственных товаров в исследованный временной интервал. В 2012 г. общая стоимость реализованных продовольственных товаров составила 11 млрд. руб., в 2013 г. – 12,7 млрд. руб., в 1м полугодии 2014 г. – 6,5 млрд. руб. При этом доля АО «Тандер» составила: в 2012 г. 23,9%, в 2013 г. – 30%, в первом полугодии 2014 г. – 26%. Доля ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» определена УФАС в следующих размерах: в 2012 г. – 23%, в 2013 г. – 19,3%, в первом полугодии 2014 г. – 21%. Показатели ООО «Смак-Гурмэ»: в 2012 г. – 10,3%, в 2013 г. – 10,3% , в 1м полугодии 2014 г. – 10,7 %. Сложив показатели этих трёх субъектов, УФАС пришло к выводу, что их доля в общем объёме товарного рынка составила: в 2012 г. – 57,23%, в 2013 г. – 60 %, в первом полугодии 2014 г. – 58 %.
Суд считает выводы УФАС ошибочными. Так, по запросу АО «Тандер» Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашии направило Обществу список объектов торговли, расположенных в г. Чебоксары. Согласно представленной информации в г.Чебоксары имеются и иные организации, подпадающие по понятие «торговая сеть».
Например, ФАС включила в число торговых сетей магазин «Метро» компании «МЕТРО Кэш энд Кэрри», и не включило магазин «Лента», при том, что количество магазинов этих компаний в г. Чебоксары одинаково. Забавно, что ФАС в перечень торговых сетей, реализующих продукты питания, включила «Макдональдс», являющееся сетью ресторанов быстрого питания, и не осуществляющее розничную реализацию продуктов питания. Напомним, что речь идет о двух конкретных товарах — бананах и вафлях. К сожалению, курьезы, грубые ошибки в расчетах довольно часто встречаются в анализах рынка. Также не первый раз встречается ситуация, когда ФАС инкриминирует нарушение на одном рынке (бананы), а в качестве доказательства представляет анализ другого (всех продовольственных товаров). 21 марта пройдут слушания в апелляционной инстанции. (Дело № А79-8318/2015)