В ходе множественных доработок (измененный текст поправок к пакету вносился в правительство и, соответственно, возвращался на доработку в апреле, мае, июне, июле и августе 2015 года) текст претерпел значительные изменения — были учтены замечания Деловой России, Минэкономики и Минюста. В итоге в результате доработок, обсуждений и согласований на уровне правительства, администрации президента, Госдумы, АСИ и других площадок «четвёртый пакет» превратился из документа, вызывающего неприятие бизнес-сообщества, в либерализационный закон. В частности, «четвёртый антимонопольный пакет» расширяет институт предупреждений и предостережений. Иными словами, по большинству составов за первое нарушение предпринимателям будет выдаваться предупреждение, а штраф накладываться только за повторное. Кроме того, документ отменяет реестр компаний, имеющих долю на рынке свыше 35%, что избавит находящихся в реестре предпринимателей от необходимости согласования мелких сделок с ФАС (число согласований сократится более чем на 1 тыс. в год) и побудит антимонопольный орган каждый раз аргументированно доказывать доминирующее положение.
В законопроекте запрещена двойная ответственность (оборотный штраф и изъятие «незаконного дохода») за одно и то же нарушение. За ущемление интересов отдельных физлиц ФАС будет не вправе возбуждать антимонопольные дела, что приведёт к сокращению количества мелких дел. В пакете также прописано обязательство ФАС проводить анализ рынка по большинству составов нарушений, а порядок возбуждения и рассмотрения дела детально прописан на уровне закона. Законопроект наделяет предпринимателей правом обжаловать незаконное решение территориального органа ФАС в президиуме центрального аппарата (т.н. «внутренняя апелляция по аналогии с налоговыми органами). Ходатайство в ФАС можно будет подавать в электронной форме, а комиссию по рассмотрению дела вести в режиме видео-конференц-связи. Документом вводится верхний предел штрафа за нарушения на торгах в размере 4% оборота компании. А создание новых ГУПов и МУПов после вступления в силу поправок нужно будет согласовывать с ФАС.
«Деловой России» удалось добиться исключения из «четвёртого пакета» большого числа негативных новаций, таких как распространение антимонопольного регулирования на интеллектуальную собственность. Не будет введён новый вид регулирования в виде согласования с ФАС «правил торговой практики» (де-факто режим ручного управления частным бизнесом). Не будет введён картельный штраф за координацию внутри группы лиц, исключена регламентация порядка предоставления государственных и муниципальных преференций. Не надо будет согласовывать с ФАС регистрацию всех юрлиц. Исключены дополнительные санкции за нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным. ФАС не получит доступа к налоговой тайне, не будет вводиться ответственность третьих лиц за разглашение коммерческой тайны, с 15 до 5 дней сокращен срок изготовления решения президиума ФАС.
По мнению антимонопольного эксперта «Деловой России» Алексея Ульянова, можно выделить только две спорные нормы в «четвёртом пакете» – это распространение антимонопольного регулирования на агентские договоры и введение правил недискриминационного доступа (ПНД) для компаний, не являющихся субъектами естественных монополий. «Несмотря на то, что в ходе обсуждений нам удалось добиться, чтобы ПНД выдавались не по желанию ФАС, а только после вступления в законную силу решения суда о нарушении антимонопольного законодательства, и утверждались решением правительства, этот не имеющий аналогов в зарубежном антитрасте инструмент несёт риски как необоснованного и чрезмерного вмешательства в хозяйственную деятельность компании, так и установления ПНД в интересах самих монополистов», – пояснил Алексей Ульянов.
«На две спорные нормы приходится свыше десятка позитивных для бизнеса норм, вошедших в четвертый пакет, и более десятка негативных норм нам удалось отбить, поэтому 20:2 – это очень даже неплохой счет для нас», – подытожил делоросс.
ConsultantPlus: Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу 6 января 2016 года)
Подробнее: Деловая Россия, Forbes