Напомним, что в 2013 году ФАС России предложила правительству внести большое число поправок в антимонопольное законодательство, так называемый «четвертый антимонопольный пакет». Но подготовленный службой законопроект внесения изменений в Закон «О защите конкуренции» не смог получить согласования минэкономразвития, Федеральной службы по тарифам (ФСТ) и минюста, а также встретил жесткую критику со стороны экспертов и бизнеса. В результате только за прошлый год ФАС вносила «четвертый антимонопольный» пакет в правительство четыре раза, получая каждый раз отказ и поручения его доработать.
Под конец 2013 года «антимонопольный пакет» чуть было не оказался в Госдуме даже в обход правительства — ФАС присовокупила масштабные и радикальные поправки к небольшому «техническому» законопроекту, ранее принятому Госдумой в первом чтении. Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата и объединение «Деловая Россия» тогда заявили, что большинство поправок носят вредный и неприемлемый характер, а «обходной» способ внесения и вовсе назвали непонятным. В результате правительство снова дало поручение ФАС доработать законопроект с участием деловых объединений и вносить согласно установленному порядку.
В ФАС уверяют, что так и сделали. «4 июня мы направили согласованный законопроект в правительство РФ», отмечается в сообщении ведомства. Наиболее обсуждаемыми вопросами в ФАС называют правила недискриминационного доступа, которые применяются для субъектов, не являющихся естественными монополиями, и применение антимонопольного регулирования к объектам интеллектуальной собственности. Именно эти положения вызвали наиболее принципиальные и критические замечания, но в представленном в правительство законопроекте, который размещен на сайте ФАС, они остались в неизменном виде.
Первая из этих новелл фактически предусматривает установление государственного тарифного регулирования цен для свободных рынков, т.е. не относящихся к сферам естественных монополий. При этом писать новые «правила» и контролировать их выполнение предлагается чиновникам ФАС, тогда как для естественных монополий этим занимается ФСТ.
ФАС и сейчас выпускает подобные «правила недискриминационного доступа», носящие характер необязательных к исполнению рекомендаций, к примеру, на рынках хлористого калия или апатитового концентрата. С последними сложилась и вовсе парадоксальная ситуация: крупнейшие потребители этого товара заявили, что правила учитывают только интересы монополиста, но не самих потребителей. «…Потребители апатитового концентрата, в интересах которых якобы и разработаны эти правила, оспорили их в Высшем арбитражном суде, а монополист-производитель — ОАО «ФосАгро» был третьей стороной по этому делу, вместе с ФАС России защищая эти правила», — удивляется в СМИ Алексей Ульянов, эксперт «Деловой России» и директор по развитию «Национальной ассоциации институтов закупок». По его мнению, факт коррупционных рисков при введении данной нормы налицо.
Еще удивительнее, что при таких очевидных рисках предусмотренную законом независимую антикоррупционную экспертизу законопроекта ФАС назначила и провела почему-то в начале марта: с 4-го по 11-е, то есть всего за три рабочих дня с учетом праздников.
Непохоже, чтобы в ФАС прислушались и к экспертному мнению. В ходе обязательной оценки регулирующего воздействия на законопроект ФАС в его новой реинкарнации получено 161 экспертное мнение, из которых ФАС учла лишь восемь. Неудивительно, что 28 марта Минэкономразвития выдало законопроекту отрицательное заключение. Это является формальным препятствием для одобрения документа в правительстве.
Источник: Российская газета