На российском рынке может произойти масштабное замещение качественного топлива суррогатами, и от этого пострадают в первую очередь потребители. Заодно появится дефицит топлива, что вызовет рост цен. Так что предложение ФАС изменить Правила подключения к нефтепроводам станет выгодным только владельцам мини-НПЗ «самоваров».
Крупные НПЗ сейчас держат цены на бензин за счет высоких экспортных цен на мазут. Если стоимость мазута снизится из-за роста предложения со стороны «самоваров», бензин взлетит в цене. И если учесть, что стоимость топлива заложена в стоимость всех товаров – повышение расходов затронет не только автовладельцев.
Подавляющее большинство российских мини-НПЗ не могут производить высококачественное моторное топливо, сейчас глубина переработки на них не превышает 50%. Надежды на перепрофилирование «самоваров» в современные нефтеперерабатывающие предприятия с глубиной переработки не ниже 70% беспочвенны. Стоимость инвестиций для строительства такого завода – около $1 млрд на каждый миллион тонн мощности по сырью. У мини-НПЗ, не входящих в структуру ВИНК, таких средств просто нет. Поэтому «самовары» предпочтут работать по отлаженной схеме: «портить» нефть, чтобы под видом мазута поставлять ее на экспорт.
Федеральная антимонопольная служба активно продвигает упрощение процедуры подключения НПЗ к магистральным нефтепроводам. По мнению ведомства, изменения не только уберут «лишние» административные барьеры, но и принесут в бюджет дополнительные средства. По мнению крупнейших нефтедобывающих компаний и «Транснефти», последствия будут совершенно иными и ударят не только по нефтетранспортной отрасли, но и по карманам потребителей.
ФАС предлагает исключить из Правил подключения НПЗ наличие договоров с добывающими компаниями на гарантированную поставку сырья в течение трех лет с момента ввода НПЗ в эксплуатацию, а также включение завода в реестр Минэнерго. По мнению нефтедобывающих компаний, действующий сейчас порядок взаимодействия НПЗ с Минэнерго и «Транснефтью» является оптимальным для обеспечения открытости хозяйственной деятельности заводов.
На данный момент лицензии на переработку нефти имеют 305 НПЗ, при этом в реестр Минэнерго включены только 64 предприятия. На каком сырье работают 241 оставшихся неизвестно. При этом ежегодно «Транснефть» выявляет до 200 несанкционированных врезок в трубопроводы. В компании считают, что инициатива ФАС приведет к росту числа врезок и с этим согласны крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК).
В официальном письме, адресованном ФАС, которое подписал Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, существующие ограничения названы необходимыми и оправданными: «Подключение вновь построенных НПЗ должно производиться в соответствии с реалиями функционирования и развития ТЭК России». А с учетом реалий стоило бы подумать об ужесточении требований к новым НПЗ: помимо наличия трехлетних контрактов, на момент пуска предприятие должно обладать мощностями по вторичным процессам переработки.
Как считает ФАС, изменение Правил послужит развитию конкуренции и в итоге снижению цен на топливо. Нефтяники не согласны и с этим мнением. «Мощности переработки в РФ избыточны и нет необходимости стимулировать их расширение – часть продуктов (дизтопливо, мазут) уже не находят места на рынке и в большом количестве экспортируются, а в результате модернизации отрасли прогнозируется избыток и по другим продуктам (автобензин, авиакеросин)», — считает зампред правления «Газпром нефти» Анатолий Чернер. Нефтяники уверены, что получив доступ к трубе, мини-НПЗ станут поставлять еще больше низкокачественных продуктов на экспорт, чем они в основном сейчас и занимаются.
Источник I24News