Если закон будет принят, частному бизнесу с оборотом от 7 млрд руб. придется тратить на эти закупки не менее 10% выручки. Это попытка управлять активами частного бизнеса, говорится в письме председателя «Деловой России» Алексея Репика в ФАС. Норма даже более жесткая, чем для госкомпаний, пишет он: требование может оказаться невыполнимым, некоторые компании на все закупки тратят менее 10% оборота. Проект противоречит установленному Конституцией принципу свободы экономической деятельности, говорит член рабочей группы АСИ и комитета РСПП по развитию конкуренции Анатолий Мальцан: ни в одной стране БРИКС и G7 нет таких ограничений для частных компаний. Высоки риски, что крупные предприятия будут создавать малые, которые станут прокладкой, что негативно скажется на потребителях и экономике, опасается Мальцан.
Именно по такому пути уже идут порой госкомпании – закупают у аффилированных с ними малых предприятий, говорит вице-президент «Опоры» Владислав Корочкин. Введенные для госсектора квоты пока не упростили доступ малого бизнеса к контрактам. Изменений не почувствовал, констатирует член правления Нефтекамского машиностроительного завода Владимир Кушнарев. В документации заказчики ничего не изменили, а это самое важное – от этого зависят издержки, комментирует директор Союза экспертов тендерной стратегии Арина Гоцуляк. Чтобы поставить новогодние подарки, приводит она пример, надо собрать более 30 документов и только на этапе заявки потратить порядка 200 000 руб., в частности на депозит для электронной площадки и заверение сертификатов. Поставка оплачивается только после подписания акта выполненных работ, т. е., по сути, кредитуешь заказчика, говорит Гоцуляк, в итоге малый бизнес отказывается от участия в тендерах.
Поддержать малый и средний бизнес могло бы скорее расширение доступа к кредиту, считает Мальцан. Надо не искусственно создавать спрос, а стимулировать предложение, т. е. улучшать условия работы малого и среднего бизнеса, говорит руководитель Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.
Подробнее: Ведомости