Госдума приняла в первом чтении т.н. «антикризисный законопроект». Среди прочего, он предусматривает выведение малого бизнеса из-под антимонопольного контроля и обязательное согласование с Генпрокуратурой внеплановых проверок ФАС. «Деловая Россия» первой из предпринимательских объединений подняла тему о недопустимости антимонопольного преследования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). По мнению организации, малый и средний бизнес не может считаться монополистом и обвиняться в картельных сговорах. По этой проблеме «Деловая Россия» вела активные обсуждения с Федеральной антимонопольной службой, Минэкономразвития и Правительством РФ, а 26 мая 2015 года тема о проблеме рассказали президенту Владимиру Путину на 10-м бизнес-форуме «Деловой России». «Мы признательны Правительству, ФАС и Минэкономразвития за то, что наши предложения были услышаны, – говорит антимонопольный эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов. – Сначала они вошли в п. 25 «антикризисного плана», утверждённого правительством в январе 2015 года, а теперь обрели силу законопроекта, одобренного в первом чтении».
Законопроект, в частности, предусматривает, что компания с долей рынка менее 35% больше не будет признаваться монополистом, т.е. занимающей доминирующее положение. Антимонопольные нормы закона «О торговле» не будут распространяться на компании с оборотом менее 400 млн руб.
Тем не менее, по мнению «Деловой России», некоторые положения законопроекта требуют доработки во втором чтении. Так, «иммунитеты» по злоупотреблению доминированием (невозможность признания монополистом) предполагается предоставлять только индивидуальным предпринимателям и компаниям с оборотом менее 400 млн руб. в год, если они учреждены физлицами. «Деловая Россия» считает, что, если гражданин учредил малое предприятие не напрямую, а через принадлежащую ему фирму, он от этого не становится монополистом, при этом ФАС имеет все возможности по установлению группы лиц, чтобы «иммунитет» не получили «прокладки» и «дочки» крупных компаний. Необходимо также установить допустимость всех видов соглашений и согласованных действий, за исключением сговоров на торгах, поскольку законопроект предполагает допустимость только для «иных» (конгломератных соглашений). Но ни договоры купли-продажи (вертикальные соглашения), ни параллельное ценовое поведение (согласованные действия), ни даже горизонтальные соглашения малого бизнеса не должны быть предметом антимонопольного контроля. ФАС необходимо сконцентрироваться на выявлении крупных картелей и сговоров на торгах. Пока же закон даёт ведомству возможность называть любые договорённости и даже одинаковое поведение на рынке малого бизнеса нарушением и накладывать штрафы.
Аналогичные принципы допустимости должны быть введены для компаний с небольшими долями рынка (до 20%). Эти нормы есть в законодательстве почти всех развитых и развивающихся стран. Лазейкой является оговорка, что не подлежат согласованию с Генпрокуратурой внеплановые проверки на предмет картельных сговоров. «По нашему мнению, это даёт возможность ФАС приходить с несогласованными проверками на предмет картеля, даже если его по факту нет, впоследствии возбуждая дела по иным составам нарушений, например по вертикальным соглашениям, – отметил Алексей Ульянов. – Наглядным примером является дело против ЗАО «Аргус-спектр». Обязательное согласование с Генпрокуратурой всех без исключения внеплановых проверок существенно снимет риск заказных действий недобросовестных чиновников. При этом согласование не будет означать отказа от внезапности антимонопольных проверок». Наконец, эксперт удивлён, что даже либерализационные нормы законопроекта вводятся сроком на 2 года – до 1 января 2018-го. «Неправильно, когда ограничения вводятся бессрочно, а послабления – лишь на небольшой срок», – пояснил Ульянов.