Член генсовета «Деловой России», совладелец «Аргус-Спектра» Михаил Левчук о том, во что выливается отсутствие скоординированной промышленной политики: «ФАС выпускает методичку, в которой говорится о том, что русские экспортеры не имеют права устанавливать цены на зарубежных рынках на свои товары ниже, чем на российском рынке. Ну, вроде бы благая цель? Как это вы можете русским клиентам продавать по одной цене, а зарубежным — по другой? Но дьявол, как всегда, в деталях. В методичке ФАС написано: в случае, если сотрудник ФАС обнаружил дисбаланс цен, он имеет право назначить русскому экспортеру оборотный штраф. До 15%. То есть, норма прибыли у меня бывает 10%. А тут мне выписывают оборотный штраф в 15%. И даже если они не назначат, я смотрю на эту методичку и говорю Петру Михайловичу: слушайте, вы извините, пожалуйста, но я не буду экспортировать. А то мне такой штраф врубят, мало не покажется. Я не готов эти риски брать на себя.
Это пример несогласованной политики. С одной стороны, тратится уйма времени, денег и талантов людей на создание благоприятной среды для экспорта. С другой, вылезает ведомство, у которого свои ключевые… компетенции.
Если ты хочешь завоевать высокотехнологичный рынок, то зачастую ты вынужден демпинговать. Вот ты вынужден, при выходе на рынок, сначала «убить» всех, а потом уже зарабатывать. Хотя бы просто из этих целей. Я уж не говорю про «мягкие» валюты, которые постоянно скачут. И про то, что стоимость ведения бизнеса в разных странах – она тоже разная. Административные барьеры, подключение к электросетям, воде и так далее в Европе резко отличаются от России. Даже накладные расходы здесь и там очень разные. Поэтому я имею возможность в этой стране сделать дешевле, чем в России, а ФАС меня штрафует за это.
ФАС, к сожалению, из органа по развитию конкуренции превратилась в непонятно что. Российские антимонопольщики возбуждают больше дел, чем их коллеги во всех странах мира вместе взятые. Потому что они гоняются даже за самыми маленькими компаниями. А в Европе, к примеру, антимонопольщики контролируют компанию, если ее минимальный оборот — миллиард.
— У нас какой оборот попадает в поле зрения ФАС?
— В Барнауле, по-моему, на площади в центре города установили два батута. Здесь попрыгать стоит 50 рублей, и здесь, на втором батуте, — 50 рублей. Все! Это картель. Сговор! Согласованные цены. И это не шутка. ФАС выписала предписание, а потом кто-то сказал: да вы что, сдурели, отмените. Они в судах это доказывали, и ни в одной инстанции, что это картель. В Новосибирске продавцов попкорна в кинотеатре назвали монополистами. Ну, в рамках кинотеатра же это монополист? Монополист. Штраф ему!»
Подробнее: Деловая Россия