левчук

Пресс-релиз ФАС России

В действительности

Федеральная антимонопольная служба дает пояснения по комментарию, прозвучавшему 18 июня 2015 года в эфире ряда федеральных телеканалов, об одном из дел ведомства.
В сюжетах используется отрывок обращения к Президенту заместителя генерального директора ЗАО «Аргус-спектр» Михаила Левчука. В своей речи г-н Левчук, рассказывая об итогах одного из антимонопольных расследований, откровенно дезинформирует и вводит в заблуждение не только Президента страны и представителей бизнеса, но и многомиллионную аудиторию ведущих российских СМИ. В своем выступлении член Генерального совета «Деловой России» Михаил Левчук приводит пример конкретного дела, возбужденного ФАС России в отношении ОАО «Вяземский машиностроительный завод» (далее ОАО ВМЗ) по заявлению ИП Галиулина Р.К. (далее Заявитель) о нарушениях антимонопольного законодательства  (Дело № 1-11-116 / 00-22-12 от 05.09.2013). По результатам проверки и рассмотрения Комиссией ФАС России дела N 1-11-116/00-22-12 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного на основании Приказа ФАС России от 06.12.2012 N 744/12 принято решение от 10.09.2013 N КА/35668/13, в соответствии с которым: 1. ОАО ВМЗ и его дилеры, включая самого Заявителя, признаны нарушившими пункт 1 части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения запрещенного «вертикального» соглашения, которое привело или могло привести к установлению минимальной цены перепродажи технологического оборудования для промышленной стирки белья, в том числе промышленных стиральных и стирально-отжимных машин, и участия в этом соглашении; 2. ОАО ВМЗ и его дилеры, включая самого Заявителя, признаны нарушившими часть 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем участия в запрещенном «вертикальном» соглашении, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке технологического оборудования для промышленной стирки белья, в том числе промышленных стиральных и стирально-отжимных машин. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171273/
© Консультант Плюс, 1992-2015
Ложные утверждения выступающего дают понять, что ФАС России ошибочно обвинила ОАО «Вяземский машиностроительный завод» (ОАО «ВМЗ») в нарушении антимонопольного законодательства, а также необоснованно оштрафовала его на 36 млн. рублей. Из Постановления Девятого арбитражного Апелляционного суда от 6 апреля 2015 г. № 09АП-57577/2014 по делу № А40-181711/13 «Материалами дела установлено, что во всех дилерских договорах, заключенных обществом, в разделе «Обязанности Дилеров» содержались следующие условия: «Отпускная цена у Дилера должна быть выше, чем в прайс-листе Продавца на сумму расходов по транспортировке Товара» (пункт 4.2). «Снижение цены от прайс-листа завода допускается только при наличии конкуренции со стороны поставщиков импортного оборудования с обязательным предварительным согласованием с Продавцом» (пункт 4.3)». Таким образом, пункты договоров с дилерами, касающиеся добавления к цене завода расходов на транспортировку, и согласование с поставщиком решений о снижении стоимости оборудования в случае угроз со стороны зарубежных конкурентов вызвали претензии у антимонопольного ведомства России, которое и возбудило дело о нарушении ОАО ВМЗ Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Более того, чтобы обосновать эти странные доводы, ФАС России сослалась на нормы закона, утратившие силу в мае 2012 г., то есть до возбуждения дела.
Докладчик некорректно трактует нарушение, допущенное предприятием, а также намеренно умалчивает о реальных обстоятельствах дела в отношении ОАО «ВМЗ» и его 29 региональных дилеров. В развитых странах в последнее время внтимонопольщики пересмотрели отношение к дилерским договорам (и «вертикальным» соглашениям в целом) – дел по ним в ЕС и США вообще нет или практически нет.В то же время ФАС России активизирует преследование отечественных промышленных, как правило, небольших предприятий по «нарушениям», связанным с дилерскими договорами. Примерами таких дел являются дела против ОАО «ВМЗ», ЗАО «Аргус-спектр» Дело № А40-198265/2014), ООО «Технониколь-строительные системы» (№1 11/154-09), (дело № А40-79104/2013) и многие другие. Эти дела прямо или косвенно не дают возможности российским производственным компаниям развить систему сбыта, что на руку их иностранным конкурентам. В России дилерский договор изначально появился в целях оформления отношений по официальному представительству иностранных компаний в РФ. Структура этого документа определялась зарубежными заказчиками и зачастую не соответствовала структуре агентских отношений, определенной действующим Гражданским кодексом. Однако благодаря ст. 421 ГК РФ, провозглашающей свободу договора, дилерские контракты получили широкое распространение. В то же время их правовая природа и легитимность существования в российских правовых условиях до сих пор вызывают сомнения.
Напомним, что в сентябре 2013 года ФАС России признала ОАО «ВМЗ» и его 29 региональных дилеров нарушившими антимонопольное законодательство путем заключения запрещенных «вертикальных» соглашений (нарушение требований п.1 ч.2 и ч.4 ст. 11 закона «О защите конкуренции»). Суть нарушения состояла в том, что согласно незаконному соглашению, дилеры делили территорию продажи продукции ОАО «ВМЗ». Утверждение о том, что дилеры «делили территорию продажи продукции ОАО ВМЗ» не соответствует реальному положению вещей в силу следующего. Кроме ОАО ВМЗ в полной мере никто из дилеров не мог обладать полной картиной географии поставок оборудования, что иногда приводило к конфликтам между самими дилерами. Исходя из материалов дела № 1-11-116/00-22-12, содержащего выдержки из деловой переписки, завод действительно давал некоторым дилерам, порой довольно в жесткой форме, рекомендации по соблюдению правил поведения в связи с появлением нового дилера на уже освоенном региональном рынке. Однако смысл этих рекомендаций в большей степени имел целью примирить конфликтующие стороны, обязать их найти общий язык и понимание на благо общего дела. При этом никаких следов юридических последствий в виде закрепления таких рекомендаций или требований к дилерам в дополнительных соглашениях к действующим договорам в деле не обнаружено.
Кроме того, участники соглашения договорились не продавать товары ниже определенной цены и не конкурировать между собой. Что же касается договоренности не продавать продукцию завода ниже определенной цены и не конкурировать между собой, то данное утверждение ФАС России также необоснованно, поскольку у любого продукта есть себестоимость, а у завода существуют обязательства по предоставлению дилеру скидок, либо по выплате дилерского вознаграждения, которые по логике вещей, должны формироваться из дохода предприятия. При этом, коль скоро ФАС России усмотрела в действиях завода признаки монополистической деятельности, она должна была бы руководствоваться соответствующими положениями Закона. Так,  согласно части 1 статьи 7 Закона «О защите конкуренции»  монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
ОАО «ВМЗ» производит оборудование для промышленной стирки белья (а не бытовые стиральные машины, как в своей речи преподнес г-н Левчук), которое используется для оснащения химчисток, например для нужд армии или в местах отбывания лишения свободы. Ни в обращении М. Левчука к Президенту, ни в брошюре НАИЗ «От батутов до попкорна: 100 псевдомонополистов современной России», которую он цитировал, не говорится, что ОАО ВМЗ производит бытовые стиральные машины. Более того, в указанной брошюре прямо сказано, что ОАО «ВМЗ» является производителем промышленных стиральных машин (с. 16). Упоминание о стиральной машинке Вятка-автомат — единственной автоматической стиральной машине, производившейся в Советском Союзе с 1981 года заводом Вятка (г. Киров), видимо имевшейся у него дома, прозвучало очевидно, иронично и в качестве напоминания о монополисте советских времен и никак не связано с ОАО ВМЗ, находящемся в Смоленской области.
На рынке технологического оборудования для промышленной стирки белья ОАО «ВМЗ» занимает долю более 65%. Справедливости ради необходимо отметить, что запрет на заключение «вертикальных соглашений» распространяется на хозяйствующие субъекты, имеющие долю на рынке определенного товара более чем 20 процентов. Применительно к ОАО ВМЗ, по наименованию товара «Оборудование технологическое для промышленной стирки белья» с долей более 65 процентов в географических границах Российской Федерации. Однако главный вопрос в этом деле состоит в том, каким образом ОАО ВМЗ попал в Реестр монополистов ФАС России, при наличии, по меньшей мере, еще 4-х российских производителей аналогичной техники, поименованных в судебных решениях, не считая импортеров? Как следует из материалов арбитражного дела данный аспект ФАС России в принципе не принимала во внимание при определении границ и объемов рынка стиральных машин производственного назначения.
Компания пыталась оспорить решение ФАС России, однако Арбитражный суд г. Москвы и Девятый арбитражный апелляционный суд отказали ОАО «ВМЗ» и его дилерам в удовлетворении их жалоб и признали решение ведомства законным. По оценке Антимонопольной службы, ОАО ВМЗ занимает 65 процентов российского рынка «Потому что продукция завода имеет более дешёвую стоимостью, завод оказывает сервисную поддержку, продукция отличается лёгкостью в эксплуатации и более простой конструкцией». Т.е. по сути, завод пострадал за свою эффективность и конкурентоспособность. Данный тезис одного из чиновников ФАС России подтверждается выдержками из Постановления Девятого арбитражного Апелляционного суда от 6 апреля 2015 г. N 09АП-57577/2014 по делу N А40-181711/13: «В результате выборочного опроса покупателей стиральных и стирально-отжимных машин, необходимого в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, было установлено, что:промышленные стиральные и стирально-отжимные машины российского производства по сравнению с промышленными стиральными и стирально-отжимными машинами иностранного производства имеют конкурентные преимущества в виде более дешевой стоимости, наличия сервисного обслуживания, легкости в эксплуатации и обслуживании, более простой конструкции, преимущества по закупке запчастей». Таким образом, Президент получил достоверную информацию, о том, что ФАС России произвольно определяет границы рынка и взаимозаменяемость товаров. В этой связи риск стать  «монополистом»  есть у каждого российского производителя, чьи дела идут чуть лучше, чем у других и это производство при этом, не связано с добычей углеводородов. Так ФАС России в пост-кризисный период  (дело было в 2012 году, т.е. сразу после первой волны мирового финансового кризиса 2008-2009 гг) поддерживает отечественного производителя.
В дальнейшем компания решила не обращаться в кассационную инстанцию и в суде признала факт своего нарушения. Суд утвердил мировое соглашение, согласно которому размер штрафа был снижен до 5 млн рублей. Здесь необходимо отметить, что М. Левчук нигде не упоминал про наличие или отсутствие мирового соглашения между ФАС России и ОАО ВМЗ. Однако в ФАС России, к сожалению, имеется практика «обмена» признаний вины со стороны хозяйствующих субъектов, попавших как ОАО ВМЗ в поле зрения службы, на снижение размера штрафных санкций.Однако  у любого здравомыслящего человека поневоле возникает вопрос, почему, будучи уверенной в своей позиции, ФАС пошла на мировое соглашение с заводом, выиграв при этом суды первой и второй инстанций и снизив размер санкций с 36 миллионов до 5,7 миллионов рублей. Не потому ли, что была неуверенна в твердости этой позиции при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции?
Стоит отметить, что заместитель генерального директора ЗАО «Аргус-Спектр» Михаил Левчук сознательно искажает факты о деятельности антимонопольной службы. В сентябре 2014 года его компания (ЗАО «Аргус-Спектр») и ее 68 дилеров были признаны виновными в заключении запрещенных соглашений. При этом в своих интервью он отмечает, что тратит значительные финансовые средства (более 3 млн долларов США) и иные ресурсы на борьбу с ФАС России, то есть в своей общественной деятельности он преследует личные бизнес-интересы. Данное утверждение не соответствует действительности, поскольку Решение ФАС России по делу ЗАО «Аргус-Спектр» в Арбитражном суде первой инстанции (Дело № А40-198265/2014) и 31.03.2015 компания выиграла дело против ФАС России: решение ведомства о признании компании виновной в заключении запрещенных вертикальных соглашений признано судом незаконным. Восстановить справедливость в отношениях с антимонопольной службой помог аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, возглавляемый Борисом Титовым.