Отставка руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева в самом скором времени повлечет серьезные изменения в политике и структуре службы. Ведь ему на смену пришел человек другой команды, другого поколения и другой формации, имеющий, в отличие от большинства руководящих антимонопольщиков, опыт работы в реальном бизнесе. Максим Шаскольский уже заявил, что антикартельные инициативы ФАС и попытки прежнего руководства службы стать силовым органом, столько возмутившие и бизнес, и коллег из других органов власти, будут как минимум отложены, а в самой ФАС начата ревизия всех направлений деятельности.
Неизбежны и кадровые перестановки — многие бывшие замы Артемьева несут ответственность за развал, устроенный в их направлениях деятельности, замешаны в коррупционных скандалах и откровенном вредительстве.
Забавно наблюдать, как СМИ, преимущественно либеральные и оппозиционные, соцсети и некоторые телеграм-каналы запускают явные вбросы в попытке сохранить некоторых персонажей на своих постах в ФАС. Причем таких персонажах, на которых, как говорится, клейма ставить негде. Речь о Михаиле Евраеве.
Евраев — один из самых давних соратников Игоря Артемьева еще по питерскому «ЯБЛОКУ». До прихода в политику занимался бизнесом, но таким о котором не принято писать в резюме. Даже самые близкие к нему люди затрудняются сказать, чем конкретно занимался коммерсант Евраев в те годы: «так, купи-продай». Ни серьезного профессионального опыта, ни состояния в бизнесе Евраев тогда не сделал.
В «ЯБЛОКЕ» Михаил запомнился воинствующим атеизмом, жестко либеральной и ярой антипутинской позицией (мы знаем, что по меньшей мере тогда в партии были люди и менее радикальных, в том числе социал- и христианско-демократических взглядов).
Ярый антипутинизм не помешал, однако, Евраеву уйти на госслужбу вслед за Артемьевым при первой возможности и сделать на ней головокружительную карьеру при его покровительстве. Именно Евраеву Артемьев поручил заниматься новой и самой сложной темой, принесшей ФАС огромное влияние, дополнительные полномочия и фантастическую коррупционную ренту — контроль госзакупок. Одно его управление стало возбуждать дел больше, чем все остальные структурные подразделения ФАС, вместе взятые. Евраев хвастался, что мог провести в Госдуме 100-страничные поправки, вводящие новые виды контроля и полномочия ФАС, в виде поправок ко второму чтению к законопроектам с совершенно иным предметам. Слава Богу, теперь по регламенту такое безобразие невозможно в принципе.
Вот только была ли польза от придуманного Евраевым контроля? Последовательный «яблочник», либерал и западник полностью отверг опыт развитых западных стран и лучшие практики в сфере закупок.
Именно он создал систему, когда ФАС принципиально отказалась от контроля результатов закупок, анализа последствий торгов, и сконцентрировалась исключительно на процедуре. Что это означает на практике? Своровал госзаказчик бюджетные деньги, купил втридорога или купил ненужные золотые унитазы с соблюдением процедуры — он молодец, получает индульгенцию от ФАС. А если муниципалы построили нужный социальный объект, отремонтировали дорогу за копейки, выкрутились и в конце года и не допустили коммунальной катастрофы, но при этом нарушили абсурдную и как будто специально постоянно меняемую Евраевым) процедуру — они получат дела, штрафы и проверки в виде обысков от ФАС. Кстати, разумные зерна, содержащиеся в законе о конкуренции от 1991 года, предусматривающие содержательный анализ торгов, были по инициативе Евраева в 2006-2011 гг. исключены — теперь одна процедура.
Дошло до того, что ФАС (в лице того же Евраева, отвечающего за контроль госзакупок) намеренно отказалась от какого-либо анализа соответствия цен по госконтрактам рыночным ценам. Казалось бы, чего проще — сравни цены на лекарства в аптеке, и на аналогичные препараты. поставляемые в бюджетные больницы, цены на продукты в супермаркете и на аналогичные хлеб и картошку для нужд армии, детсадов и школьных завтраков, цены на ГСМ на заправках, и для нужд той же армии. Чего проще? Но Евраев с пеной у рта доказывал, что ФАС будет анализировать только процент падения цены госконтракта от начальной цены, с потолка взятой чиновником! Именно благодаря Евраеву стали возможны ситуации, когда цены по госконтрактам были выше не на проценты, а в разы. В последние годы ситуация стала несколько лучше, потому что на самые одиозные случаи завышения цен стали обращать внимание силовики, выполняя за ФАС ее работу….
Именно «благодаря» Евраеву для антимонопольного органа России стало неважно, что крупный игрок монополизировал рынок, выдавив всех конкурентов и малый бизнес. Главное, что монополист соблюдал процедуру торгов. Или не соблюдал, но Евраев закрыл на это глаза, потому что Евраев так написал законопроект, что торгов стало так много, по каждой мелочи их надо проводить, за всеми разве уследишь?
Следующий важный элемент спроектированой Евраевым системы — работа по жалобам и автоматическая отмена торгов. Около ФАС и его лично сразу окопалось огромное число жуликов и гринмейлеров, многим из которых он оказывал протекцию. и даже представлял Артемьеву, после чего эти жулики попадали в ФАС и делали там карьеру. Стало возможным сносить самые важные торги, срывая важнейшие стройки аэропортов, мостов, крупнейших инфраструктурных объектов по жалобам связанных с Евраевым однодневкам.
Более того, работа по жалобам на нарушение процедуры, проводимая Евраевым, породила отрицательную селекцию. Ведь больше участников по мелким торгам, а если все проигравшие могут бесплатно пожаловаться в ФАС, и их к этому даже подталкивают, то больше жалоб поступает именно с мелких конкурентных торгов. Дошло до того, что 10% дел ФАС стала возбуждать по закупкам до 100 тыс. рублей, и эта доля может по итогам 2020 года даже возрасти. Ведь как только Правительство в 2 этапа подняло порог мелкой закупки в 6 раз, Евраев тут же потребовал, чтобы ФАС дали полномочия рассматривать дела по мелким закупкам в течение 6 часов. Как мы уже отмечали, вал дел необходим Евраеву для того, чтобы в этом объеме легче спрятать дела, где с ним договорились либо о сносе по жалобе либо о том, что ФАС «не заметил» откровенные нарушения при крупной интересной закупке.
Именно Евраев навязал аукционный крен, когда по сути редукцион был назван в №44-ФЗ аукционом и стал применяться в 80% закупок. Отметим, что в развитых странах доля закупок на аукционах близка к нулю. И даже если аукционы применяются, они ничего общего не имеют со спроектированным Евраевым уродцем. При аукционе в №44-ФЗ, придуманном Евраевым, госзаказчик должен сам подробно описать все неценовые характеристики товара, то есть либо почти гарантированно ошибиться и получить победителем поставщика некачественного, просроченного, некондиционного товара, либо обратиться за «помощью» в составлении ТЗ к потенциальному поставщику. в первом случае — гигантский простор для мошенников, во втором — для коррупции. Верх абсурда — по инициативе Евраева было запрещено проводить аукционы среди поставщиков идентичных товаров (как раз в этом случае аукцион и мог иметь смысл), указывать торговое наименование и конкретную марку требуемого госучреждению товара. В результате получился абсурд — торги по цене между поставщиками дорогих качественных товаров и их менее качественных аналогов с предсказуемым результатом. Причем поскольку начальную цену определяет чиновник, то некачественный товар поставляется по завышенным ценам — поставщику достаточно продемонстрировать 10% снижение от кратно завышенной цены, чтобы ФАС не нашел нарушений.
Евраев не только обогатился сам и обогатил многих коррупционеров, поставив всех гос- и муниципальных заказчиков в нехорошую позу, но и несет ответственность за гибель сотен, если не тысяч людей. Ведь закупаемые по завышенным ценам некачественные лекарства для больниц имеют зачастую побочные последствия или нулевой эффект для тяжелобольных.
Примечательно, что создав колоссальные возможности для коррупции, Евраев сохранил самые тесные отношения с главным антикоррупционером страны и бывшим однопартийцем Алексеем Навальным. Именно благодаря Евраеву и его сливам Навальному удалось раскрутить свой проект «Роспил». Именно Навальный поехал защищать созданную Евраевым кривую систему гоcзакупок на дискуссию с ректором ВШЭ Ярославом Кульминовым.
В 2008 году председатель Счетной палаты Сергей Степашин охарактеризовал 94-й ФЗ как «самый коррупциогенный в России», Евраев, защищая свое детище, ответил в тон: «Закон номер 94 — главный закон для борьбы с коррупцией». Чиновника даже не смутил главный вывод аудиторов СП, утверждающих, что введение в действие 94-ФЗ не уменьшило коррупцию в госзакупках, но лишь сместило ее центр в область организации аукционов. Благодаря аппаратной поддержке Артемьева и публичной Навального Евраеву удалось перенести худшие черты 94-го закона в №44-ФЗ. Разумные начала 44-го закона о контрактной системе, которые тогдашнему министру экономики Эльвире Набиуллиной все же удалось внести, были в последующем сведены на нет Евраевым и агентом ФАС в Минфине Татьяной Демидовой.
Только прямой ущерб от деятеьности Евраева в госзакупках оценивается в 2 трлн. рублей ежегодно.
Перейдя на работу в Минкомсвязи, Евраев не утратил интереса к сфере госзаказа. Именно с подачи Евраева министерство заказало систему «Независимый регистратор», хотя связистам она нужна не была. А вот Евраев получил возможность прямо влиять на ход проходящих через систему торгов.
В Минкомсвязи Евраев курировал и создание ГИС ЖКХ. Евраев широковещательно заявил, что с 1 июля 2016 года ГИС ЖКХ «запускается в промышленную эксплуатацию на всей территории страны». На внедрение системы было истрачено 2,3 миллиарда рублей. Однако уже в 2017 году комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) опубликовала заключение, согласно которому признать систему рабочей никак нельзя: «Огромное количество ошибок, низкая скорость работы, невозможность автоматической интеграции с информационными базами поставщиков услуг, которые в итоге вынуждены вносить данные практически в ручном режиме». Опубликованный в январе 2018 года отчет Счетной палаты повторяет выводы специалистов РСПП: «ГИС ЖКХ в настоящее время не готова к полноценному запуску — низкий процент заполнения необходимой информацией не позволяет в полной мере использовать потенциал системы для предоставления гражданам информации в сфере ЖКХ и возможности оплаты жилищно-коммунальных услуг».
По большому счету, Евраев создал сайт-пустышку за 2 миллиарда бюджетных рублей. Именно после этого его стали называть подпольным миллиардером, хотя он заработал гораздо больше на контроле закупок.
В конце 2018 года Евраев возвращается в ФАС. Эксперты утверждают, что ему далеко не с первого раза удалось получить назначение из-за отрицательной позиции силовиков. Артемьеву для назначения Евраева потребовались огромные ресурсы.
Не меньшие сейчас будут тратиться на его сохранение во власти, ведь после всего вышесказанного очевидно — сразу после отставки Евраева ждет уголовное дело, возможно не одно.
Подпольный миллиардер и агент Навального зря надеется остаться в ФАС
Tags: 44ФЗ 94ФЗ акционный крен Алексей Навальный аукцион Владимир Путин ВШЭ ГИС ЖКХ госзаказ госзакупки Игорь Артемьев коррупция Максим Шаскольский Минкомсвязи Михаил Евраев Независимый регистратор Правительство РСПП Счетная палата Татьяна Демидова уголовное дело ФАС Эльвира Набиуллина Яблоко Ярослав Кузьминов