Четвертый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» (г. Щербинка), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах.
На электронной торговой площадке (ЭТП) АО «Сбербанк-АСТ» фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области размещены извещения о проведении торгов на осуществление капитального ремонта многоквартирных домов.
ФАС пришла к выводу о том, что участники торгов не придерживались той линии, которая была определена руководством организаций в части допустимых размеров подачи ценовых предложений.
Основными участниками являлись ОАО «ЩЛЗ», ОАО «Звезда», ООО «Мосрегионлифт». В ходе первого аукциона ОАО «ЩЛЗ» подает первое ценовое предложение со снижением на 0,5%, ОАО «Звезда» — со снижением НМЦК на 5,5%. ООО «Мосрегионлифт» не торгуется в ходе активной части аукциона, а только в дополнительное время предлагает свою цену со снижением 0,5%, то есть не выполняет для себя установленное правило о снижении НМЦК до 1%.
Во втором аукционе ООО «Мосрегионлифт» предлагает лучшую цену со снижением 1%, при этом ОАО «ЩЛЗ» не продолжает торгов, хотя имеет возможность снизить цену до 2%.
В третьем аукционе ни ОАО «ЩЛЗ», ни ООО «Мосрегионлифт» также фактически не реализовывают своих планов. ОАО «ЩЛЗ» делает первый шаг, снижает цену на 0,5%, затем делает шаг ООО «Звезда», снижает цену на 1%. Больше снижения не происходит, хотя ОАО «ЩЛЗ» имеет для себя возможность снизить цену на 2%, а ООО «Мосрегионлифт» делает в дополнительное время аукциона ценовое предложение в размере 0,5% от НМЦК, хотя могло снизить цену на 1%. В результате победителем становится ООО «Звезда».
Еще в двух аукционах действия компаний согласуются с представленными ОАО «ЩЛЗ» и ООО «Мосрегионлифт» пояснениями о планируемой тактике. Первым шаг делает ООО «Мосрегионлифт» с ценой ниже на 1%, затем свою цену предлагает ОАО «ЩЛЗ» ниже на 1,5% от НМЦК и становится победителем в обеих закупках. Однако, такие действия, с учетом того, что ООО «Звезда» вообще не выходит в этих торгах с ценовыми предложениями, а ОАО «ЩЛЗ» и ООО «Мосрегионлифт» в первых трех аукционах проявляли непоследовательное «пассивное» поведение, как раз свидетельствуют о согласованности действий участников и реализации ими совместной тактики во всех аукционах.
В последнем аукционе побеждает ООО «Звезда» со снижением 1%,ОАО «ЩЛЗ» делает только одно снижение на 0,5%, а ООО «Мосрегионлифт» вообщеделает предложение, соответствующее начальной (максимальной) цене договора.
Такое поведение компаний, как отметила ФАС, свидетельствует о заранее определенной стратегии участников антиконкурентного соглашения.
Кроме указанных выше фактов ФАС установлено еще и разделение проведенных торгов на условные территориальные зоны – «север» (г.Иркутск, г.Ангарск, г.Саянск) – победитель ООО «Звезда» и «юг» (г.Братск, г.УстьИлимск, г.Усть-Кут, г.Железногорск-Илимский) – победители ООО «Мосрегионлифт» и ОАО «ЩЛЗ», а также тактика поведения участников торгов.
Суд пришел к выводу о том, что ФАС правомерно квалифицировала действия ООО «Звезда», ООО «Мосрегионлифт», ОАО «ЩЛЗ» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившимся в достижении и реализации картельного соглашения, направленного на разделение аукционов, результатом чего является поддержание цен на торгах. (Дело №А19-23865/2019)