Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предписала Амурской области провести новый конкурс на строительство и дальнейшее управление нового терминала аэропорта Благовещенска. Одновременно ФАС предписала отменить итоги уже прошедшего конкурса, который выиграла ООО «Аэропорты больошй страны» (ООО «АБС») — совместное предприятие «Новапорта» Романа Троценко и «Аэропортов регионов» Виктора Вексельберга. ООО «АБС» предложило инвестировать более 7 млрд. руб. в развитие транспортного узла, в то время как стартовая цена составляла 2,7 млрд. руб.
Ведомство Игоря Артемьева уже давно превратилось в инструмент решения хозяйственных споров, зачастую инструмент внеправовой и используемый структурами, имеющими доступ к руководству ФАС для укрепления своего монопольного положения на рынке. В рассматриваемом случае на итоги конкурса в ФАС пожаловалась ООО «Красинвест», за которым может стоять «Базэл аэро» Олега Дерипаски.
Можно только приветствовать тот факт. что крупные частные холдинги в последнее десятилетие проявляют интерес к развитию аэропортов, благодаря их усилиям многие региональные аэропорты страны приобрели современный вид. Однако разумный антимонопольный орган проводил бы такую политику, чтобы обеспечить реальную конкуренцию, то есть равномерное присутствие конкурирующих игроков. Вместо этого ФАС под руководством Игоря Артемьева сделало вид, что конкуренция — это процедура торгов, а ФАС де за ее соблюдением внимательно следить. Результат: «Базэл Аэро» получила контроль над важнейшими аэропортами юга страны (явно конкурирующие между собой аэропорты Сочи, Анапы и Краснодара), Новапорт — Западной Сибири.
Ну а как ФАС следит за процедурой торгов — это вообще отдельная история, на которую давно пора обратить внимание следственным и правоохранительным органам. Но вопрос не только в коррупциогенности такого контроля, а в том, что отмена конкурсов влечет за собой длительные разбирательства, а жители соответствующих регионов страдают от отсутствия модернизированной инфраструктуры. Так, на несколько лет в результате вмешательства ФАС было заморожено строительство нового аэропорта Перми.
По иронии судьбы, победивший после вмешательства ФАС проект оказывается хуже, а не лучше первоначального. А для Дальнего Востока, к которому относится Амурская область, это может иметь не только экономическое, но и стратегическое значение.