Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Министерства земельных и имущественных отношений РТ, подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций.
Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы ФАС на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Министерства по признакам нарушения части 1 статьи 17 № 135-ФЗ, выразившегося в проведении извещения повторных торгов.
Суды установили, что организатором торгов (ГБУК «Национальный музей Республики Татарстан») 03.10.2018 на сайте http://torgi.gov.ru было опубликовано извещение о проведении торгов на право заключения договора аренды государственного имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, лот № 2 «Размещение торгового автомата по продаже снековой продукции». Общая начальная (минимальная) цена за договор: 13 772 рублей. На участие в торгах поданы три заявки (все допущены), победителем аукциона по лоту № 2 признано ООО «Автопоиск» с ценовым предложением 15 837 рублей 80 копеек.
Между организатором торгов и компанией был заключен договор аренды госимущества от 12.11.2018. Данный договор аренды организатором торгов был передан на регистрацию в министерство. Согласно письму министерства (от 25.12.2018 № 1-30/19714) организатору торгов отказано во внесении договора аренды в реестр договоров министерства в связи с нарушением им подпункта 2 пункта 3 Распоряжения министерства от 25.09.2018 № 3154-р «О согласовании проведения торгов на право заключения договора аренды государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления», а именно, в связи с не проведением торгов на электронной торговой площадке (ЭТП) www.sale.zakazrf.ru. Учитывая данные обстоятельства, 25.12.2018 организатор торгов повторно на сайте http://torgi.gov.ru разместил извещение о проведении торгов, а также направил в адрес компании соглашение о расторжении договора аренды.
Компания обратилась в ФАС с жалобой, указывая на проведение торгов с нарушением норм действующего законодательства, а именно, по результатам торгов лот № 2 компания являлась победителем. Однако организатор торгов 25.12.2018 повторно объявил аукцион на лот № 2 по извещению от 25.12.2018.
Суд отметил, что информация на сайте https://torgi.gov.ru об извещении аукциона, протоколе о рассмотрении заявок, протоколе аукциона имеются. При этом отсутствует информация на сайте ЭТП, торги не были проведены. В связи с чем представленные договоры аренды возвращены учреждению без внесения в Реестр договоров. Таким образом, Распоряжение в части обеспечения проведения торгов на ЭТП www.sale.zakazrf.ru учреждением не исполнено. ЭТП предназначена для исключения личного взаимодействия арендатора и арендодателя и для того, чтобы минимизировать соответствующие коррупционные риски.
Реестр распоряжений министерства о согласовании проведении торгов на право заключения договора аренды госимущества, закрепленного на праве оперативного управления за госучреждениями, отражаются в реестре договоров аренды госимущества Республики Татарстан, заключенных по результатам проведения аукционов на ЭТП. Следовательно, в рассматриваемом случае торги должны были быть проведены на ЭТП. С учетом проведения повторных торгов от 25.12.2018 довод компании относительно нарушения организатором торгов требований норм действующего законодательства в части заключения договора аренды по результатам торгов признан судом необоснованным, ввиду того, что договор между компанией и учреждением подписан.
По мнению ФАС, действия (бездействия) министерства по включению в Распоряжение подпункта о проведении торгов на ЭТП www.sale.zakazrf.ru, а также не внесению в реестр договора аренды госимущества от 12.11.2018, содержат признаки нарушения статьи 15 №135-ФЗ. Данные действия, по мнению ФАС, могут привести к ограничению конкуренции на данном рынке.
Однако суды признали, что доказательством правомерности действий министерства служит решение Кабинета Министров РТ от 07.10.2013 № 1944-р. Что касается нарушения организатором торгов части 1 статьи 17 №135-ФЗ при проведении торгов по извещению от 25.12.2018 по вышеуказанному лоту, то, в соответствии с вышеназванной нормой №135-ФЗ ФАС обязана доказать, как наличие негативных последствий для конкурентной среды (возможность их наступления), так и причинно-следственную связь между действиями и соответствующими негативными последствиям. Суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае ФАС не доказала наличие негативных последствий для конкурентной среды (возможность их наступления), так и причинно-следственную связь между действиями и какими-либо негативными последствиям. (Дело № А65-14290/2019)