Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Администрации Ачинского района (Красноярский край), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против администрации по признакам нарушения статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении антиконкурентных соглашений, направленных на обеспечение приоритетного доступа обществу на рынки теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Первый заместитель Главы Ачинского района Красноярского края Тюмнев П. В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
29.12.2016 и 28.12.2017 в соответствии с решением Горного сельсовета и муниципального района заключены соглашения между администрацией Ачинского района и администрацией Горного сельсовета о приеме-передаче осуществления части полномочий по решению вопросов организации в границах поселения водоотведения.
Между Администрацией, МКУ «УС и ЖКХ» и ООО «АРТС» 14.12.2018 заключены договоры аренды муниципальных объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих водоснабжение на территории поселка Горный Горного сельсовета и поселка Причлымский от 14.12.2018.
На момент рассмотрения антимонопольного дела имущество находилось во владении и пользовании ООО «АРТС». Муниципальное имущество – объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные на территории Горного и Причулымского сельсоветов Ачинского района, находились в пользовании и владении в период 2016-2018 годов у следующих ресурсоснабжающих организаций: ООО «АльянсСпецСтрой» до 14.10.2016; ООО «Стройхолдинг» с 15.10.2016 по 30.09.2017; ООО «Универсал» с 01.11.2017 по 06.11.2018; МУП «РКК» с 07.11.2018 по 13.12.2018; ООО «АРТС» с 14.12.2018 на срок до момента заключения концессионного соглашения. ООО «АльянсСпецСтрой» и ООО «АРТС» составляют группу лиц.
Суд отметил, что объекты коммунальной инфраструктуры были переданы ООО «АРТС» на бесконкурсной основе и в нарушение требований действующего законодательства, в то время как стороны могли заключить только концессионные соглашения по результатам публичных процедур. Как установлено ФАС, Администрация выступает единственным продавцом на рынке товара — предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории Ачинского района; на территории Ачинского района услуги теплоснабжения, водоснабжения/водоотведения оказывает 4 хозсубъекта: ООО «Ачинский РЖКС»; ООО «РКХ»; ООО «АРТС», МУП «РКК», при этом круг потенциальных претендентов на указанное имущество не ограничивается названными компаниями. Возможность приобретения товара имеется у всех заинтересованных субъектов, осуществляющих (желающих осуществлять) деятельность на территории Ачинского района в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. Следовательно, потенциально имеется большое число покупателей товара, ограниченное только территориальными границами муниципальных образований на анализируемом рынке.
Согласно выводам суда, МУП «УС и ЖКХ» и ООО «АРТС», заключив антиконкурентное соглашение (договоры аренды), направленное на предоставление/получение объектов коммунальной инфраструктуры (теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения) исключили возможность получения объектов ЖКХ в установленном порядке (по результатам публичных процедур), Администрация не приняла меры для создания равных возможностей всем хозсубъектам для участия в борьбе за заключение концессионного соглашения. ООО «АРТС» приобрело возможность получить данное имущество и, соответственно, осуществлять деятельность в приоритетном порядке, а иные хозсубъекты, имеющие намерение осуществлять данную деятельность, не получили возможность реализовать свое право бороться за заключение концессионного соглашения. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о доказанности наличия в действиях, в том числе ООО «АРТС», нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции и законности решения ФАС. (Дело № А33-18772/2019)