Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ГУП «ЖКХ Республики Саха (Якутия)», подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против предприятия по признакам нарушения пункта 10 статьи 10 №135-ФЗ, выразившегося в необоснованном включении в розничную цену реализации нефтепродуктов транспортные расходы по доставке нефтепродуктов от нефтебазы до АЗС, проценты за кредит.
В ФАС поступило заявление Администрации, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГУП в части установления цен на отпускаемые товары на участке нефтебазы ГУП в пгт. Тикси, ссылаясь на завышение тарифов на нефтепродукты.
Приказом ГКЦ РС(Я) установлены надбавки к ценам на нефтепродукты, реализуемые организациями-поставщиками на территории Республики, для поставщиков, имеющих собственные ёмкости (резервуары) в размере 1 833 рублей за тонну без НДС. Расчет надбавок на нефтепродукты, реализуемые организациями-поставщиками, включает, в том числе расходы на содержание нефтебазы и транспортные расходы с нефтебазы до АЗС. Приказом от 29.12.2009 установлена максимальная торговая надбавка к ценам на нефтепродукты, реализуемые через АЗС на территории Республики, в размере 2 241,6 рублей за тонну без НДС. Расчет надбавок на нефтепродукты, реализуемые через АЗС, включает помимо прочего расходы на содержание АЗС.
Таким образом, ФАС установила, что в период с 01.06.2016 по 31.03.2019 ГУП включает в розничную цену реализации нефтепродуктов транспортные расходы по доставке топлива с нефтебазы до АЗС. ФАС посчитала, что самостоятельное определение (без обращения в установленном порядке в регулирующий орган) регулируемых государством цен (тарифов, расценок, надбавок и т.п.) хозсубъектом приводит или может привести к ущемлению интересов других хозсубъектов. ФАС отметила, что ГУП занимает доминирующее положение на рынке розничной торговли дизельным топливом в географических границах Булунского улуса (района) Республики в период с 01.06.2016-31.03.2019.
Суды отметили, что ГУП обязано учитывать при установлении цен на отпускаемые товары акты, принятые ГКЦ РС(Я) в сфере регулирования снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов. Согласно расчету ГКЦ РС(Я) торговой надбавки на нефтепродукты, реализуемые через АЗС по прочим организациям, транспортные расходы включены в статью расходов «Сырье и материалы».
Судами установлено, что затраты ГУП на зачистку дорог в период ухудшения погодных условий, на содержание автотранспортного средства, осуществляющего доставку топлива, технологические потери к отпускной цене товара как отдельная категория затрат «Доставка», учтены в снабженческо-сбытовых и торговых надбавках, проценты за кредит включены в закупочную цену нефтепродуктов, то есть учтены в закупочной цене нефтепродуктов по договорам купли-продажи с АО «Саханефтегазсбыт». В связи с чем суды признали обоснованным вывод ФАС о том, что у предприятия не имелось правовых оснований для самостоятельного дополнительного включения в розничную цену реализации нефтепродуктов названных расходов. (Дело № А58-6969/2019)