Арбитражный суд Уральского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Ижавиа» (Удмуртская Республика), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы компании на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Это дело является ярким свидетельством двойных стандартов на грани откровенного вредительства ведомства Игоря Артемьева: к небольшой авиакомпании, использующей в своем авиапарке только отечественные самолеты, предъявляются претензии за взимание платы за возврат билетов. Но это общая практика авиакомпаний, и подобных претензий к крупнейшим авиакомпаниям ФАС почему то не предъявляет. А обвинения в том, что плата колебалась в связи с изменением рыночной конъюнктуры, и в том, что авиакомпания не вела дополнительной, не требуемой бухучетом калькуляции рентабельности «услуги по возврату билетов» — вообще за гранью разумного.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против авиакомпании по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 №135-ФЗ, выразившегося в установления платы, удерживаемой с пассажиров в случае их добровольного отказа от полета, а также платы, удерживаемой в случае изменения условий договора перевозки.
В ФАС поступило заявление гражданина Соковниной С.В. в отношении действий АО «Ижавиа» по установлению необоснованно высокой стоимости возврата авиабилетов, а именно: стоимость возврата авиабилета на маршрут «Ижевск-Симферополь» составила 2500 руб., что составляет 26,88% стоимости авиабилета. ФАС провела анализ и оценку состоянии конкурентной среды на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок по маршрутам с вылетом из Ижевска за период с 01.01.2016 по 01.09.2017, по результатам которых установлено, что положение АО «Ижавиа» в указанный период на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по данным маршрутам являлось доминирующим с долей 87,4% и 100% соответственно. При этом установлено, что плата, удерживаемая АО «Ижавиа» с пассажиров при добровольном отказе от перевозки, а также в случае изменения условий перевозки, за период с августа 2016 года по 2017 год, неоднократно изменялась АО «Ижавиа», в т.ч. в сторону увеличения в несколько раз. Уменьшение изменение платы, взимаемой с пассажиров, произошло при появлении на рынке оказания услуг пассажирских перевозок по маршруту «Ижевск — Москва — Ижевск» хозяйствующего субъекта — АО «Саратовские авиалинии», условия перевозки которого являются более выгодными для потребителей.
До августа 2016 года приказов, определяющих перечень операций с указанием сумм удерживаемых с пассажиров за осуществление конкретного рода операций, в случае возврата билета, а также в случае изменения условий перевозки, АО «Ижавиа» не издавалось. Так, устанавливаемая в период с 2015 года по август 2016 года плата устанавливалась в зависимости от осуществляемого АО «Ижавиа» маршрута с разбивкой на классы бронирования, которая варьировалась от 600 руб. до 1500 руб. до вылета (в зависимости от времени возврата до даты, установленной в билете), после вылета сбор удерживался в сумме 25% от установленного тарифа. Аналогично устанавливалась плата, удерживаемая в случае изменения условий перевозки в зависимости от осуществляемого АО «Ижавиа» маршрута с разбивкой на классы бронирования, которая варьировалась от 200 до 1000 руб. до вылета (в зависимости от времени возврата до даты, установленной в билете), после вылета сбор удерживался в сумме 25% от установленного тарифа.
ФАС, не опровергая доводы компании о том, что плата, удерживаемая с пассажиров при добровольном отказе от полета, устанавливается самостоятельно, вместе с тем, посчитала, что она должна быть экономически оправдана и соразмерна фактическим расходам перевозчика. ФАС пришла к выводам о том, что указанная плата варьируется в зависимости от конкурентной среды на рынке авиапассажирских перевозок, от спроса потребителей услуг, колеблющегося с учетом принципа сезонности, в формировании платы с учетом показателей.
Опять видим, что ведомство Артемьева обвиняет авиакомпанию в колебании цен в зависимости от конъюнктуры рынка.
ФАС было вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении АО «Ижавиа» к административной ответственности ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 650000 руб. Суд пришел к выводу о наличии оснований для снижения административного штрафа до 325 000 руб.
Судами установлено, что компанией не представлены доказательства, свидетельствующие об обоснованности установления платы. Из писем АО «Ижавиа» следует, что компанией не производится расчет фактических расходов, не ведется калькуляция затрат при осуществлении операций, плата за осуществление которых удерживается АО «Ижавиа» с пассажиров в случае возврата билетов и изменения условий перевозки, что свидетельствует об установлении платы за возврат билета и изменение условий перевозки без учета фактически понесенных расходов. Получается что суд обвинил авиакомпанию в отсутствии дополнительной калькуляции, не требуемой налоговым и бухгалтерским учетом. Такие требования увеличивают издержки бизнеса и ухудшают инвестклимат. (Дело № А71-24810/2018)