Арбитражный суд Дальневосточного округа частично отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» (г. Москва), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций. Верховный Суд вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы компании на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против предприятия по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10, пункт 1 части 3 статьи 17.1 №135-ФЗ, что выразилось в выразившееся в нарушении порядка ценообразования; в заключении договора аренды в обход конкурентных процедур.
Распоряжением территориального управления Росимущества по Сахалинской области от 12.11.2008 ФГУП «Нацрыбресурсы» на праве хозведения передано федеральное недвижимое имущество, расположенное по адресу: Сахалинская область, г. Северо-Курильск, портопункт: причальные стенки 2-3, восточный мол, западный мол, северный мол, южный причал (далее — гидротехнические сооружения), в целях их самостоятельной эксплуатации. Предприятием изданы приказы об утверждении тарифов на оказываемые с помощью переданного имущества услуги, а также приказы о внесении изменений в ранее изданные приказы.
Действовавшим на момент проверки приказом от 11.09.2017 №182 установлены тарифы на услуги, оказываемые предприятием: стоянка судна у причала; технологическое накопление грузов на причале; швартовка и отшвартовка судна; накопление ТБО; подготовка причала; предоставление причалов для осуществления погрузочно-разгрузочных работ. Также предприятием утверждена типовая форма договора оказания услуг.
06.02.2015 между ФГУП «Нацрыбресурс» и ООО «Парамушир-Строй» заключен договор, по условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по обеспечению эксплуатационной готовности гидротехнических сооружений перегрузочного терминала по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск, а также по предоставлению права на проведение заказчиком своими силами и средствами погрузо-разгрузочных работ на причалах, а заказчик, в свою очередь, обязуется принять и оплатить указанные услуги.
Посчитав, что ФГУП «Нацрыбресурс» осуществляет эксплуатацию объектов федеральной собственности в отсутствие согласия собственника, транспортный прокурор Сахалинской транспортной прокуратуры вынес в отношении ООО «Парамушир-Строй» постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Решением суда требования прокурора удовлетворены.
ФАС квалифицировала содержание договора между ФГУП «Нацрыбресурс» и ООО «Парамушир-Строй» как сдача имущества в аренду, а поскольку конкурс на право заключения указанного договора предприятием не проводился, установила в действиях последнего нарушение пункта 1 части 3 статьи 17.1 №135-ФЗ. Также в действиях ФГУП «Нацрыбресурс» выявлено нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 №135-ФЗ, выразившееся в нарушении порядка ценообразования, в связи с тем, что оказание услуг в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск, оказывалось по цене, установленной предприятием самостоятельно (оказываемые услуги относятся к услугам, включенным в Перечень услуг, стоимость на которые регулируется государством на основании Постановления Правительства РФ от 23.04.2008 №293). Также ФАС установлено, что предприятием издан приказ от 11.09.2017 «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые СевероКурильским филиалом ФГУП «Нацрыбресурс», без обращения в органы тарифного регулирования.
Как установлено судами, в период проведения проверки действовал приказ от 11.09.2017 №182, которым установлены тарифы на оказываемые в порту услуги. Вместе с тем, оказание данных услуг в морском порту владельцем транспортной инфраструктуры порта, по выводам судов, отнесено к услугам и работам, оказываемым субъектом естественной монополии, и находится в сфере ведения и госрегулирования уполномоченных органов, в связи с чем ФГУП «Нацрыбресурсы» было не вправе самостоятельно устанавливать тарифы на такие услуги.
Суд оставил в силе решение ФАС в части признания предприятия нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 №135-ФЗ, также суд согласился с мнением ФАС о том, что ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» в лице Северо-Курильского филиала является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг в границах морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск.
Как установлено судом, ФАС пришла к выводу о том, что правоотношения, возникшие между ФГУП «Нацрыбресурс» и ООО «Парамушир-Строй» по договору, регулируются главой 34 ГК РФ (аренда), поскольку полностью соответствуют условиям данной главы. Указанный вывод ФАС суд считает основанным на ошибочном толковании нормы закона, исходя из следующего. Обязанности компании, установленные договором, вопреки доводам ФАС, по существу, представляют собой не встречные обязательства лица, использующего имущество в хоздеятельности, а плату за услуги, предоставляемые предприятием. Суд пришел к выводу о том, что договор № 11 от 06.02.2015, поименованный как договор об оказании услуг, фактически является договором об оказании услуг, а не договором аренды недвижимого имущества. В рассматриваемом случае, договор не содержит положений о предоставлении Заказчику в пользование какого-либо имущества и о его возврате после расторжения договора или окончания срока его действия.
При изложенных обстоятельствах суд признал решение ФАС в части признания ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» в лице Северо-Курильского филиала нарушившим пункт 1 части 3 статьи 17.1 №135-ФЗ незаконным. (Дело № А59-5627/2018)