Арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «ОЛСОН» (г. Москва), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций. Компания является микропредприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на торгах по поставке медицинского оборудования со средним снижением 1% от НМЦК.
Как и подавляющее большинство выявленных ФАС «картелей», в рассматриваемом деле малый бизнес попался на использовании одного IP-адреса. ФАС идет по пути наименьшего сопротивления, выявляя «картели» с помощью ЕИС www.zakupki.gov.ru, функционал которой теперь позволяет регулятору отслеживать заявки, поданные с одного IP-адреса, с едиными свойствами файлов и т.д. Но на самом деле, на экономию путем использования одного IP-адреса идет только малый и микробизнес. Короли госзаказа на такое не ловятся, и торги, под них «заточенные», остаются вне поля зрения ФАС.
Важны еще два аспекта. Именно ФАС создала «кривую» систему госзаказа в нашей стране с аукционным креном и мелочным процедурным контролем. Частью этой системы являются высокие входные барьеры для участия в закупках (регистрация на электронных площадках, покупка ЭЦП, внесение обеспечения, временные и трудозатраты на то, чтобы разобраться и участвовать в злополучных аукционах и т.д.). И вот когда малый бизнес кооперируется, чтобы минимизировать эти затраты, он получает обвинения в картельном сговоре. Наконец, в данном кейсе малые предприятия делили лоты, поочередно становясь победителями тендеров. Не позволяет ли это поддерживать конкурентную среду? Ведь принцип аукционной системы, придуманной ФАС – победитель получает всё, а остальные должны уйти с рынка и зачастую из бизнеса. Формально нарушая правила кривой реальности, созданной ФАС, компании поддерживают конкурентную среду, оставляя на плаву большее число участников рынка.
ФАС установлена совокупность доказательств, подтверждающих заключение АО «Олсон» и АО «Медицинские системы» соглашения, запрещенного пунктом 1 части 1 статьи 11 №135-ФЗ и участие в нем. А именно:
— в случае участия в торгах иных хозсубъектов, поведение АО «Олсон» и АО «Медицинские системы» отличается от их поведения в вышеуказанных аукционах;
-снижение НМЦК при борьбе АО «Олсон» и АО «Медицинские системы» за контракты с другими хозсубъектами составляет от 14% до 66%, тогда как в рассматриваемых аукционах снижение составляет от 0,5% до 2% от НМЦК;
— выявлены многочисленные факты совпадения IP-адресов, использованных АО «Олсон» и АО «Медицинские системы» в 2015-2017 для осуществления операций по переводу денежных средств, АО «Олсон» и АО «Медицинские системы» совместно использован один IP-адрес.
ФАС пришла к выводу о том, что компании при участии в аукционах не конкурировали, а, наоборот, согласовывали и координировали свои действия, о чем свидетельствует совместное использование ими единой инфраструктуры, оборудования, компьютерной сети, а также их поведение на аукционах, что привело к минимальному снижению НМЦК.
Суды пришли к выводу о правомерности решения ФАС, наличии в действиях компаний картельного соглашения и наличии причинно-следственной связи между заключением соглашения и последствиями, указанными в пункте 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции (возможностью их наступления). (Дело № А40-265136/18)