Арбитражный суд Центрального округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Стройторгсервис» (г. Москва), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций. Компания является микропредприятием.
Это дело характеризует поверхностный и формальный подход ФАС к доказательству картеля. По сути, единственным доказательством стало совместное участие в торгах, признание не соответствующими заявок одних участников и нежелание делать ценовые предложения – других. Руководитель ФАС Игорь Артемьев создал неудобную, противоречащую мировому опыту систему госзакупок с аукционным креном. И потом ФАС требует от хозсубъектов «активного» участия, игры по неудобным правилам. Не слишком активное участие трактуется как картель.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, что выразилось в заключении картельных соглашений при участии в электронных аукционах.
ФАС выдало ООО «СтройТоргСервис» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 8 016 805,27 руб. и 7 347 412,05 руб.
Суд установил, что 31.10.2017 БСУ «Фонд имущества Калужской области» (специализированная организация) размещено извещение о проведении аукциона на выполнение работ по капремонту кровли школы. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) — 7 060 793,14 руб. На участие в данном аукционе было подано 9 заявок. В ходе торгов НМЦК была снижена на 33,24%. Однако заявки ООО «Строй Транс», ООО «Поставщик Строй», ООО «Стройдоральянс» и ООО «ТРАСТ» признаны не соответствующими требованиям документации. Победителем аукциона признан ООО «СтройТоргСервис» с предложением о цене контракта 6 178 000 руб., т.е со снижением НМЦК на 12,5%. При этом указанная цена предложена данным участником за несколько секунд до истечения последней десятиминутки аукциона. По результатам итогов проведенного аукциона между заказчиком и ООО «СтройТоргСервис» заключен договор от 07.12.2017. 25.09.2017
Управлением государственных закупок Орловской области (уполномоченный орган) размещено извещение и аукционная документация о проведении аукциона на выполнение работ по капемонту главного корпуса БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» (заказчик БУЗ Орловской области «БСМП им.Н.А. СЕМАШКО»). НМЦК — 14 283 070 руб. Было подано 7 заявок. НМЦК была снижена на 27%. Однако заявки ООО «Поставщик Строй» и ООО «Строй Транс» признаны несоответствующими требованиям документации. Победителем признан ООО «СтройТоргСервис» с предложением о цене контракта 12 130 000 руб., т.е со снижением НМЦК на 14.86%. При этом указанная цена была предложена данным участником за несколько секунд до истечения последней десятиминутки проведения аукциона. Между заказчиком и ООО «СтройТоргСервис» заключен договор от 17.11.2017. ФАС установила, что ООО «СтройТоргСервис» получило доход от исполнения договора от 17.11.2017 в размере 273 690,27 руб.
Управлением государственных закупок Орловской области было размещено извещение и аукционная документация о проведении аукциона на выполнение работ по капремонту крыши и перекрытий хозблока БУЗ Орловской области «ООКТБМ (заказчик БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница»). НМЦК — 8 083 870 руб. Было подано 3 заявки. При проведении аукциона участниками не сделано ценовых предложений. Таким образом, НМЦК не снижена. Заявки ООО «Поставщик Строй» и ООО «Строй Транс» признаны не соответствующими требованиям документации. Между заказчиком и ООО «СтройТоргСервис» был заключен договор от 02.11.2017. ООО «СтройТоргСервис» получило доход от исполнения договора от 02.11.2017 в размере 7 743 115 руб.
ФАС пришла к выводу о том, что действия компаний не соответствуют принципу добросовестности, являются проявлением монополистической деятельности, а также следствием заключенного между ними картеля, выразившегося в устном ценовом соглашении (сговоре) между участниками, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, которые привели либо могли привести к поддержанию цен на торгах.
Судами сделан вывод, что в действиях ООО «СтройТоргСервис», ООО «Поставщик Строй» и ООО «Строй Транс» имеются нарушения запретов, установленных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона №135-ФЗ. (Дело № А23-8343/2018)