ФАС внесла в правительство новый вариант четвертого антимонопольного пакета. Поправки ко второму чтению в Госдуме призваны облегчить жизнь малому бизнесу, но на деле могут помешать ему, считают бизнес-объединения. Федеральная антимонопольная служба внесла в правительство проект поправок ко второму чтению в так называемый четвертый антимонопольный пакет (изменения в закон «О защите конкуренции»). Часть изменений направлена на реализацию антикризисного плана правительства, указывает глава ФАС Игорь Артемьев в письме в правительство (копия самих поправок и письма есть у РБК).
Дискуссия вокруг поправок в закон «О защите конкуренции» идет уже больше года. В конце 2013 года ФАС внесла в правительство несогласованный с бизнесом вариант проекта, против тогда выступили Минэкономразвития, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и Минюст. Ведомство Игоря Артемьева доработало проект к лету 2014 года, но и этот вариант не устроил крупный бизнес. Предприниматели увидели в предложениях ФАС угрозу отхода от рыночной экономики, отрицательное заключение на проект подготовили и в Кремле.
Несмотря на это, в сентябре четвертый антимонопольный пакет поступил в Госдуму и прошел первое чтение. Сейчас идет работа над поправками к ключевому второму чтению. Предложения ФАС поступили в Минэкономразвития и сейчас проходят процедуру оценки регулирующего воздействия, сообщил РБК представитель ведомства. ФАС направила проект на ОРВ 10 февраля, но пока не получила ответ, указывает Артемьев в письме в правительство, датированном концом февраля.
Уступки со стороны ФАС
ФАС готова частично разрешить компаниям заключать «вертикальные» соглашения, ранее запрещенные 12 ст. закона «О защите конкуренции», если совокупная доля товара (предмета соглашения) на рынке не превышает 5%. Исключения перечислены в ч. 4 ст. 11, там речь идет о соглашениях, которые навязывают контрагенту невыгодные условия договора, об экономически и технологически необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар со стороны компании, о соглашениях, создающих препятствия для входа на товарный рынок. Это позволит исключить необоснованное применение антимонопольного законодательства к субъектам малого предпринимательства, ранее говорил РБК начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский.
По его словам, антимонопольные иммунитеты должны касаться субъектов, не обладающих рыночной силой и не имеющих существенной рыночной доли. «Исходя из этого, ФАС предлагает исключить из закона «О защите конкуренции» норму, позволяющую признавать доминирующим хозяйствующего субъекта с долей менее 35% (это предложение реализуется в рамках четвертого антимонопольного пакета). Указанное изменение позволит исключить обвинение в злоупотреблении доминирующим положением небольших компаний, не обладающих рыночной властью», – отмечает он.
Не совсем антикризисный план
Бизнес, впрочем, больше опасается, что другие предложения ФАС помешают конкуренции. Поправки поступили в правительство во исполнение антикризисного плана, но по сути не имеют к нему отношения, говорит директор центра мониторинга законодательства РСПП Ирина Котелевская. «Об освобождении малого бизнеса речи не идет, мы видим расширение полномочий ФАС по недобросовестной конкуренции, порядку рассмотрения дел, появляются 10 новых штрафов по торгам», – отмечает она.
Этими поправками ФАС пытается ввести такую новую норму недобросовестной конкуренции, как нанесение ущерба старым брендам из-за вывода на рынок нового бренда, но ведь суть конкуренции и заключается в соперничестве брендов, а ФАС фактически его устраняет, согласен антимонопольный эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов. «Новые штрафы за нарушения процедур торгов могут спровоцировать тысячи мелких дел по техническим нарушениям вместо реального контроля за содержанием и результатами торгов», – опасается представитель «Деловой России».
Оперативно-разыскной доступ
Среди других нововведений, беспокоящих бизнес, – предложение привлекать материалы оперативно-разыскной деятельности (ОРД) в качестве доказательства. «Эта норма не соответствует положениям закона «Об оперативно-разыскной деятельности», не предусматривающей передачу (этих) материалов в антимонопольный орган», – указывает президент РСПП Александр Шохин в письме на имя Игоря Артемьева (копия есть у РБК). Использование материалов ОРД в рамках административного контроля «может привести к серьезным нарушениям законных прав и интересов предпринимателей», опасается он.
Возможность передачи материалов оперативно-разыскной деятельности увеличивает коррупционные риски для бизнеса, согласен юрист компании «Деловой фарватер» Павел Ивченков. От предпринимателей могут требовать взятки, чтобы не передавать материалы для антимонопольного расследования, предполагает он. «Опасения бизнеса понятны, в целом низкое доверие к правоохранительным органам объясняет эту реакцию, но надо понимать, что выявление картелей во многих странах подразумевает в том числе и оперативно-разыскные мероприятия. Вопрос в том, что у нас ФАС не имеет таких полномочий», – рассуждает руководитель группы антимонопольной практики Goltsblat BLP Виталий Дианов.
ФАС предлагает дополнить 45 ст. закона «О защите конкуренции» (Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства) новым пунктом (ч. 5.1). В нем будет указание, что при рассмотрении дела антимонопольный орган «проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства». Такая формулировка «оставляет объем анализа состояния конкуренции, необходимый для оценки последствий виновных действий обвиняемого, на усмотрения антимонопольной службы, ее необходимо доработать, чтобы избежать негативного влияния на практику антимонопольного законодательства», уверен Шохин. «После долгих обсуждений ФАС все же согласилась, что нужно проводить усеченный анализ состояния конкуренции по тем составам, где раньше ФАС этого не делала. Полагаю, это стоит рассматривать как некий компромисс», – указывает Дианов.
Остается в силе ключевое положение пакета, против которого активно выступал крупный бизнес, – правила недискриминационного доступа для рынков с высокой концентрацией (ПНД). Таким образом правительство получит право устанавливать правила на рынках, где доля одного поставщика превышает 70%. ФАС сможет сообщать в правительство о подозрениях в злоупотреблении доминирующим положением. Каждый случай будет рассматриваться на заседании кабинета министров, где для компании будет сформирован список правил недискриминационного доступа. Представитель ФАС не смог предоставить оперативный комментарий.
Источник: РБК