Арбитражный суд Северо-Западного округа ставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против «ООО «Перспектива» (Ленинградская обл.), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. Компания является микропредприятием.
ФАС активно заинтересовалась поставками питания в школы тогда, когда на этот рынок стали входить структуры, близкие к Евгению Пригожину. Во многих регионах ведомство Игоря Артемьева начало зачищать рынок, преследуя малый и микробизнес, поставляющий в школы и детсады здоровое и качественное питание. Таким образом, прямо или косвенно способствуя монополизации этого рынка в интересах подконтрольных «повару Президента» структур. В рассматриваемом деле ФАС преследовала малый бизнес, обвинив его в картеле, несмотря на доводы о существенном снижении цен на торгах, не проведя анализ качества поставляемого питания и сравнение цен на продукты с ценами рынка. Вопросы эффективности, здоровья наших детей вообще не интересуют ФАС, когда она под видом развития конкуренции зачищает рынок в интересах приближенных к высшей власти монополистов.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело к поддержанию цен на аукционах, проводившихся в электронной форме.
ФАС в рамках проекта «За честные закупки» совместно с Общероссийским народным фронтом провела проверку результатов торгов на поставку питания в образовательные, социальные и лечебно-профилактические учреждения Ленинградской области, в ходе которой были выявлены нарушения, в том числе в действиях ООО «Перспектива».
ФАС на основе анализа полученных материалов и оценки действий ООО «Перспектива», ООО «КШП» и Смирнова И.А. установила наличие в ходе проведения аукционов картельного сговора между указанными лицами. Директором и учредителем ООО «Перспектива» и ООО «КШП» со 100% долей в уставном капитале является одно физическое лицо — Смирнов А.В.; а ИП Смирнов И.А. приходится сыном Смирнову А.В. Указанные хозсубъекты признаны ФАС одной группой лиц.
По мнению ФАС, функционировало на аукционах сразу 2 картеля. Так в шести аукционах, проведенных с мая 2016 по декабрь 2017 года принимала участие группа лиц в составе ООО «Перспектива», ООО «КШП» и Смирнова И.А. ФАС выявила в действиях указанных лиц стратегию ценовой дезориентации добросовестных участников торгов, которая заключалась в следующем. Вышеназванные участники сговора подавали заявки, первые части которых были идентичны и соответствовали требованиям Закона №44-ФЗ; вторые части заявок у двух из трех участников картеля не соответствовали требованиям аукционной документации, что влекло их отклонение на втором этапе. Эти двое участников, наряду с другими участниками вели борьбу за понижение цены контракта до «экономически невыгодной для добросовестных участников» (замечательная формулировка ФАС – любая ваша цена, которая ниже предлагаемой цены конкурента, является для него «экономически невыгодной», а вы – нарушителем, введя это правило в абсолют, ведомство Артемьева парализует любую экономическую активность).
В итоге на стадии основного этапа подачи ценовых предложений участники картеля, заявки которых не соответствовали документации, заранее зная о том, что будут отклонены их вторые части заявок, занимали первое и второе места. На стадии так называемой «переторжки», когда участник аукциона в течении десяти минут вправе подать предложение о цене контракта независимо от «шага аукциона», участник картеля (вторая часть заявки которого соответствовала требованиям документации) за несколько секунд до окончания времени «переторжки» незначительно улучшал свое ценовое предложение, и тем самым обеспечивал себе право на заключение договора по выгодной цене, поскольку знал, что заявки двух участников картеля будут отклонены на втором этапе. Таким образом, действия указанной группы представляли собой практическую реализацию механизма, способного поддержать цену на торгах. Своими действиями они подводили третьего участника сговора к победе по наиболее приемлемой цене, что приводило к искусственному поддержанию цены на торгах.
Приводимые компанией доводы о большом количестве участников анализируемых аукционов (от 6 до 17), а также о фактах значительного снижения НМЦК (от 4 до 56%), по мнению суда, не опровергают выводы ФАС, а, напротив, подтверждают установленные обстоятельства. Помимо указанной поведенческой стратегии, направленной на ценовую дезориентацию других участников торгов, ФАС установила: наличие у ООО «Перспектива», ООО «КШП» и Смирнова И.А. одинаковой электронной почты; подача ими заявок на участие в аукционах и ценовых предложений с использованием единой технической инфраструктуры; идентичность первых частей заявок; деловые и родственные связи.
Суды поддержали вывод ФАС о наличии антиконкурентного соглашения (картеля) между ООО «Перспектива», ООО «КШП» и Смирновым И.А. (Дело № А56-35272/2019)