Ведущий программы об экономике youtube-канала Навальный-live и де факто главный экономический советник оппозиционера Владимир Милов порассуждал почему дорожают лекарства в России. Правда, из 75-минутной передачи с указанным названием первые 40 мин были посвящены блокировке счетов Алексея Навального и его команды (в нынешних условиях действительно похоже скорее на политическое преследование, чем на борьбу с отмыванием денег), поэтому заявленную тему начинаем смотреть только с 39:40.
Признавая некоторые успехи в росте доли отечественных лекарств на рынке с 23% в 2012 г. до 31% в 2019 г., Милов отмечает, что власть и Владимир Путин ничего не сделали за 20 лет правления для импортозамещения в этой важной сфере. Отчасти можно согласиться, что разворот от сырьевой модели начался с опозданием, в т.ч. и в этой сфере (например, в начале 2000-х гг, когда Милов работал в команде Германа Грефа и в статусе замминистра энергетики проводил через Думу реформу отрасли по Чубайсу, об отказе от сырьевой модели совсем не думали). Кстати, зависимость от импорта лекарств началась еще в советские годы, последние активно закупались и в странах СЭВ, где целенаправленно, в т.ч. при поддержке Советского Союза, создавалось фармпроизводство.
Главной причиной роста цен команда Навального видит в монополизме российского рынка лекарств. Исходя из нижеприведенных данных
Милов делает 2 вывода:
1) сами ничего не можем производить
2) отрасль монополизирована, причем близкими к семье Голиковой-Христенко компанией «Фармстандарт».
Но эти выводы явно противоречат друг другу! Что-нибудь одно – или все закупаем у иностранной фармы, либо все монополизировал отечественный АО «ОТИСИФАРМ» (ФАРМСТАНДАРТ). Более того, оба эти вывода не совсем соответствуют действительности, ведь выше сам Милов ссылался на статистику о росте доли отечественного производства до 31%. Кстати, некоторые из указанных иностранных фармкомпаний уже локализовали производство в России, например французские Sanofi и Servier, израильская Teva и т.д.)
Во-вторых, даже беглого взгляда на картинку достаточно, чтобы понять – никакой монополизации отрасли нет. У крупнейшей компании доля рынка 5,4%, у занимающей 2 место Bayer – 4,4%, далее 8 компаний с долями от 2,5% до 4%. Конечно, можно найти монополизацию на уровне отдельных препаратов, но этого более глубокого анализа не представлено.
В качестве наглядного свидетельства монополизации со стороны треклятого «Фармстандарта» демонстрируется слайд
где за 2019 г. российские препараты дорожали почти в 2 раза быстрее импортных (8,1% против 4.4% увеличения цен. Но при этом упускается из виду, что российские препараты примерно в 4 раза дешевле импортных, то есть рост в абсолютном выражении примерно в 2 раза меньше. Российские препараты работают в более простых нишах, лекарств «повседневного спроса» там эластичность спроса ниже, отсюда и более высокий темп роста цен.
В течение передачи лидер российского рынка «ФАРМСТАНДАРТ» постоянно поминается недобрым словом. Но если Россия хочет перестать быть сырьевым придатком, ей нужны представители в «биг-фарме». Возьмем любую развитую страну – за исключением США с ее колоссальным рынком лекарственных препаратов, как правило есть один-максимум 2 национальных чемпионов, входящих в биг фарму. Пока даже нашим крупнейшим фармкомпаниям до мировых лидеров далеко, но нам нужны национальные чемпионы в этой высокотехнологичной сфере, способные осуществлять масштабные вложения в НИОКР, равно как и кластеры средних и малых компаний. Мимоходом Милов помянул недобрым словом не только «Фармстандарт», но и «Мираторг» и Суперджет, то есть и другие несырьевые компании, зато наши действия наших нефтяников заслужили похвал. Неужели в «прекрасной России будущего» нашей стране отведена роль исключительно сырьевого придатка?
Похвалу Милова заслужили государственные нефтяные компании за отказ от сделки с ОПЕК по снижению добычи. Именно это привело к обвалу нефтяных цен и курса рубля, за которым неминуемо последует рост цен на импортные лекарства. Эксперты уже давно отмечают, что антикоррупционные расследования и иные действия команды Навального волей или неволей подыгрывают главе «Роснефти» Игорю Сечину. А Игорь Артемьев давно считается его протеже. Интересный треугольник получается.
Ведь если нефтяные компании заслужили похвалу Милова мимоходом, то на Федеральную антимонопольную службу (ФАС) просыпался просто поток комплиментов. Ведомство Артемьева и вовремя возбудило дело против ненавистного «Фармстандарта» за рекламу о коронавирусе, и постоянно раскрывает картельные сговоры на фармрынке.
Вот здесь опять подмена понятий. Почему-то экономист Навального не сообщает, что дело ФАС против крупнейших производителей закончилось ничем. Да и с дистрибьюцией (где монополизация выше, чем в аптеках, здесь мы с Миловым полностью согласны) ФАС не особо разбирается. А вот где картельных дел действительно много, так это по госзакупкам лекарств, и 95% — против малого и микробизнеса, использующих для участия в аукционах один IP-адрес. Таким способом МСП зачастую минимизирует издержки участия в кривой и противоречащей мировому опыту системе госзакупок, созданной самой ФАС.
И если уже говорить о росте цен на лекарства, то главной причиной является созданная ФАС система госзакупок с противоречащим мировому опыту аукционным креном. Как проходят закупки лекарств? Больницам и врачам, в т.ч. заслуженным светилам науки ФАС запретила закупать те лекарства, которые они считают нужными и эффективными (запрет на использование торгового наименования, можно указывать лишь международное непатентованное наименование – МНН). Потому что ФАС считают врачей жуликами и ворами (видимо, по себе судят). В результате, устраиваются торги по цене между разными препаратами – высоко- и низкоэффективным, с заведомой победой последнего. Более того, при созданной ФАС схеме за дешевый неэффективный препарат идет переплата, ведь чиновник назначает начальную цену после рассылки запросов о коммерческих предложениях нескольким компаниям. Допустим, он получил 3 ответа, что у одной компании препарат стоит 1000 руб.. у второй – 800 руб., у третьей — 300 руб. Установив начальную цену путем среднего арифметического в 700 руб., чиновник начинает аукцион. Первые 2 компании очевидно не будут снижать цену себе в убыток, зато третья выставит 600 руб. Чиновник отрапортует в ФАС о снижении цены на 15% в ходе аукциона, но на самом деле он переплатил за некачественный препарат в 2 раза! А если речь идет о тяжелых заболеваниях, то закупка некачественного препарата таким способом – это не только растрата бюджетных средств, но и угроза жизни и здоровью пациентов, поскольку некачественные препараты могут иметь побочные последствия или вообще не излечивать. Почему бы Алексею Навальному не провести антикоррупционное расследование по повод этой аферы с госбюджетом, придуманной ФАС?
Постоянное упоминание картелей и необходимости с ними бороться льет воду на мельницу ФАС, которая сейчас проталкивает пакет антикартельных законопроектов, которые иначе как экономической диверсией не назовешь. С настоящими картелями ФАС, как мы неоднократно указывали, вообще не борется, зато называет картелями производственную кооперацию или обычную бизнес-практику. А законопроект предусматривает превращение ФАС в силовое суперведомство с правом на обыски (выемки) и прослушку (персональные данные), что в наших условиях, помноженных на несменяемость и безнаказанность Артемьева и его команды означает рост коррупции. А ведь ФАС и так уже занимает 1 место по опросам предпринимателей среди самых коррумпированных органов власти. Почему же канал главного антикоррупционера льет воду на мельницу коррупциогенного законопроекта ФАС?
Навальный подыгрывает ФАС в проталкивании деструктивного законопроекта о «борьбе с картелями»
Tags: 44ФЗ Bayer Sanofi Servier Teva Анатолий Чубайс аптека биг фарма больница Виктор Христенко Владимир Милов вредительствоФАС Герман Греф госзаказ госзакупки дистрибуция доктор заболевание Игорь Сечин иностранный агент картель конкуренция коррупция малый бизнес монополизация Навальный Отисифарм преследование малого бизнеса Роснефть сговор сырьевой придаток Татьяна Голикова фармацевтика фарминдустрия Фармстандарт ФАС