Источник изображения

6 февраля 2020 года исполняющим обязанности губернатора Пермского края взамен возглавившего Минэкономразвития Максима Решетникова назначен Дмитрий Махонин, до этого с 2013 г. занимавший пост начальника управления ТЭК и химической промышленности Федеральной антимонопольной службы (ФАС). А в 2008-2013 гг. он был замом и руководителем Пермского теруправления ФАС. В последние годы в губернаторы часто уходили с позиции замминистра (собственно такое негласное соответствие губернаторской должности принято среди экспертов). Теперь впервые крупный регион возглавил начальник управления службы. который по рангу ниже директора департамента в министерстве. Какие же выдающиеся заслуги перед Родиной имеет 37-летний господин Махонин?
Сразу после переезда в Москву СМИ писали, что Махонин попал в скандал — проживал в элитной квартире и ездил на «Мерседесе», которые принадлежали не ему, а некоему бизнесмену Харазашвили, директору ФТК-брокер. Дела Харазашвили резко пошли в гору, его компания стала третьим по величине брокером, торгующим газом. Вероятно. не без помощи Махонина Харазашвили вошел в состав биржевого комитета ФАС, а когда служба проверяла Уруссинскую ГРЭС Харазашвили выиграл конкурс на брокерское обслуживание. Конкурс прошел с нарушениями, а ГРЭС три месяца спустя стала банкротам. Как писали СМИ, Махонина вызывали на допрос в прокуратуру, но все обошлось.
Но не для того Махонин возглавил ключевое управление ФАС, чтобы всю жизнь заниматься представлять интересы малоизвестного бизнесмена. В 2016 году он оказался в центре дебатов вокруг повышения тарифов «Газпрома». Сначала ФАС согласовала, а потом по сути лоббировала дополнительное — к традиционному с начала года — повышению тарифов на транспортировку газа с 1 июля на 2%, что вызвало возражения Минэкономразвития, «Новатэка» и «Роснефти». Глава ФАС Игорь Артемьев назвал претензии последних «бурей в стакане воды», а Махонин искренне удивился нежеланием потребителей раскошелиться, ведь речь идет всего о каких=то 14 млрд. руб. дополнительной выручки «Газпрома». Но гораздо более серьезные дискуссии вызвала попытка ФАС вообще отпустить тарифы «Газпрома» на волю. Либерализация конечно звучит красиво, но с «Газпрома» ли нужно начинать? Тем более, что в это же самое время ФАС ужесточала или вводила дополнительное регулирование стивидорных услуг в портах и платы за вывоз ТБО (последним видом деятельности занимается почти исключительно малый бизнес).
Очень даже может быть, что публичное подыгрывание «Газпрому» было для Махонина лишь операцией прикрытия. Артемьев, который давно лег под Сечина, вряд ли поставил бы на ключевое управление враждебного его компании человека. Именно Махонину пришлось согласовывать и наделение «Роснефти» статусом единственного поставщика для Росгвардии, и поглощение ею «Башнефти», после чего ее доминирование на российском нефтяном рынке стало абсолютным. Кстати, когда в 2012 г. «Роснефть» поглотила ТНК-ВР. Артемьев заявил, что больше крупных покупок ФАС «Роснефти» не позволит, и разрешит ей приобрести бензоколонку и 2 туалета….
Понятно, что, откажись он сделать это. лишился бы своего поста. Но желание подражать Артемьеву побуждало Махонина заниматься пиаром в СМИ и делать хорошую мину при плохой игре. В июне 2018 года он заявил, что действия «Роснефти» стали причиной роста цен на бензин. Однако в этот же день ФАС пресс-релиз с сайта удалила, сказала, что службу не так поняли и принесла «Роснефти» извинения.
Не имея возможности идти против своих покровителей и обуздать рост цен на топливо, Махонин, опять в подражание Артемьеву, решил изобразить бурную деятельность. Начал преследовать малый бизнес, подумаете вы? Нет, еще круче, он начал выдавать грозные предупреждения… экспертам, которые предупреждали, что такая политика ФАС приведет к проблемам на топливном рынке.
Разумеется, без внимания остались и жалобы авиакомпаний на рост цен на керосин и крики о помощи со стороны малых независимых АЗС, которые жаловались, что вертикально-интегрированные компании продают им топливо оптом по ценам, приближающимся или даже выше розницы, таким образом разоряя их для целй последующей скупки и монополизации рынка.
В последнюю думскую кампанию Махонин возглавил Пермский региональный список партии «ЯБЛОКО». Экспертов уже давно не удивляет, что бессменный глава мегарегулятора ФАС, находящегося формально в ведении Правительства Игорь Артемьев не покидает руководящие посты в формально оппозиционной партии, жестко критикующей курс Президента Путина и его правительства, не признающей «аннексии» Крыма. Но Махонин не относится к числу старых соратников Артемьева, которые пришли вместе с ним в ФАС из «ЯБЛОКА». Не относится он к региональным активистам партии в Перми (которых. кстати немало, в этом городе позиции «ЯБЛОКА» и других демпартии традиционно сильны) — Махонин начал трудовую деятельность в ФАС прямо со студенческой скамьи. Зачем было это участие — обряд посвящения? Попытка ослабить местных активистов, по наивности считающих, что пришли в оппозиционную партию?
Так или иначе, Махонину не позавидуешь — в наследство от нынешнего министра экономики ему досталось тяжелое наследство. Решетников за 2.5 года губернаторства прославился тем, что взял всё плохое от политики Москвы, но не взял хорошее. То есть масштабное строительство метро не начал, его в Перми нет, зато ларьки снес, школы начал объединять, плитку класть, троллейбусы ликвидировал. При этом в небогатой Перми бордюринг вызывал еще большее возмущение, а если в Москве троллейбусы заменяют постепенно на электробусы, то в Перми — сразу и на старые автобусы. Дальше больше. Крупнейший налогоплательщик края — «Лукойл» — перевел центр прибыли в Башкортостан. При этом добыча и экологические проблемы остаются в крае, а вот башкирам, видимо, удалось добиться компенсации выпадающих в связи с потерей самостоятельности «Башнефти» доходов за счет пермяков… Если раньше Пермь мог гордиться, что в городе находится крупный офис Сбербанка, обслуживающий и соседние регионы, то теперь межрегиональный офис переместился в Нижний Новгород. И совсем глупо выглядит переезд ярмарки (пермского «экспоцентра») в менее удобные помещения (поскольку старые понадобились очередному торговому центру), в результате чего Пермь потерял ряд значимых выставок. Администрация края умудрилась поссориться и расторгнуть контракт с Теодором Курензисом, дирижером мирового уровня, благодаря которому Пермь не в шутку называли культурной столицей. Даже футбольный клуб «Амкар» закрыли, и крупный регион остался без команды. Волну возмущения местной общественности вызвала политика Решетникова по «оптимизации» больниц (по краю прокатились забастовки врачей) и местного самоуправления путем ликвидации самого близкого к людям звена — сельских поселений. 2 городских гайд-парка — мест, где было разрешено собираться и вести общественные дискуссии, администрация Решетникова также ликвидировала, покончив со славой Перми как островка демократии.
Посмотрим, восстановит ли их новый губернатор-яблочник. Забавно будет понаблюдать, как отреагирует на появление Махонина на Госсовете Сергей Аксенов, который ранее призывал привлечь «ЯБЛОКО» за экстремизм из-за позиции партии по Крыму. А если серьезно, не является ли назначение Махонина в регион, традиционно считавшейся вотчиной Лукойла, шагом к ее поглощению «Роснефтью»?