Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Правительства Ульяновской области, подтвердив тем самым решение апелляционной инстанции. Наше антимонопольное законодательство, законы о закупках (№44-ФЗ), и действия команды Игоря Артемьева препятствуют реализации лучших бизнес- и региональных практик. В данном деле регион внедрял эффективное ИТ-решение, осуществляя госпрограмму «Безопасный город», но выяснилось, что эффективные решения у нас нарушают законы ФАС, в отличие от воровства, мошеннических схем и разворовывания бюджетных средств, которые ФАС покрывает.
Также это дело показывает, что все успешные проекты, будь то на федеральном, региональном или местном уровне, могут осуществляться только без №44-ФЗ: на основе решений Президента и Правительства, концессий и ГЧП, гособоронзаказа, живущего по иным правилам, создания спецорганизаций для законного обхода вредных, коррупционных и невыполнимых процедур №44-ФЗ.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против правительства по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в достижении и реализации соглашения о создании АНО «Цивилизация» в целях реализации своих полномочий по осуществлению закупок для обеспечения функционирования системы фото- и видеофиксации правонарушений Правил дорожного движения (ПДД), а также для обеспечения проекта «Видеонаблюдение в социальной сфере» без использования процедур, предусмотренных №44-ФЗ, что влечет ограничение доступа на товарные рынки.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Правительства нарушений, признав обоснованным вывод ФАС о доказанности причинно-следственной связи между действиями в виде создания лица, которое будет осуществлять закупки в обход норм № 44-ФЗ, и ограничением указанными действиями конкуренции.
Отменяя решение суда первой инстанции и решение ФАС, апелляция исходила из следующего. В Ульяновской области принято решение о реализации аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» путем создания единого оператора (проектного офиса) в лице АНО «Цивилизация» и выделения ей субсидий для комплексной реализации указанных госпрограмм. 29.05.2017 Правительством области и администрацией города Ульяновска принято решение о создании АНО «Цивилизация», которая зарегистрирована 14.06.2017. Создание и финансирование АНО осуществлялось для целей комплексной реализации трех госпрограмм:
— создание и функционирование в Ульяновской области системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
— обеспечение видеонаблюдения на социальных объектах Ульяновской области;
— обеспечение фото- и видеофиксации нарушений ПДД в Ульяновской области. Реализация этих проектов осуществлялась в рамках единой Концепции «Безопасный город».
За счет выделенных на основании законов области и соглашений о предоставлении субсидий средств АНО «Цивилизация» осуществляла свою деятельность единого оператора, обеспечивающего бесперебойную работу Системы-112 и межведомственное взаимодействие. Для целей обеспечения своей деятельности АНО «Цивилизация» заключала договоры с различными контрагентами на закупку товаров, работ и услуг.
По мнению ФАС, письмо от 22.02.2017, подписанное первым заместителем председателя Правительства Ульяновской области Уба Е.В., в котором говорится о единственном возможном способе передачи денежных средств для реализации проекта «Видеонаблюдение на социальных объектах» — создание АНО и последовательность действий по созданию АНО «Цивилизация» и выделению ей субсидий в совокупности являются достаточными доказательствами того, что органы власти договорились создать АНО «Цивилизация» в целях реализации своих полномочий по осуществлению закупок без использования процедур, предусмотренных №44-ФЗ.
Однако апелляция установила отсутствие в материалах дела сведений о нарушении законодательства при создании и регистрации АНО «Цивилизация», подготовке и издании нормативных правовых актов о предоставлении субсидий из областного бюджета, при подготовке и издании законов Ульяновской области о бюджете. Поскольку предоставление субсидий АНО «Цивилизация» осуществлялось в соответствии с бюджетным законодательством области и города Ульяновска, апелляция пришла к выводу о том, что, принимая решение и предписания, ФАС вмешалась в бюджетный процесс и потребовала от органов власти области города не исполнять бюджетное законодательство.
Кроме того, как отмечено судом, АНО «Цивилизация» осуществляет еще и деятельность по обеспечению функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в реализации которого нарушений антимонопольного законодательства ФАС не установлено. Следовательно, если АНО «Цивилизация» было создано искусственно только для заключения «прямых» договоров, незаконной должна быть вся деятельность АНО «Цивилизация», а не только, как указывает ФАС, в сфере видеонаблюдения на социальных объектах и фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Данные обстоятельства, по мнению апелляционного суда, свидетельствует о противоречивости и необоснованности позиции ФАС.
Более того, Правительству Ульяновской области и администрации города Ульяновска ФАС выдала предписание полностью прекратить финансирование АНО «Цивилизация», соответственно, и деятельность по обеспечению функционирования Системы-112, в которой не установлено нарушение антимонопольного законодательства.
Кассация и апелляция пришли к выводу о том, что АНО «Цивилизация» не является номинальной организацией, а представляет собой реально функционирующую организацию с собственным штатом специалистов, которые обеспечивают поступление в единый центр всей необходимой информации, ее хранение, мониторинг и предоставление компетентным органам. (Дело № А72-18287/2018)