Арбитражный суд Дальневосточного округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Министерства спорта Камчатского края, подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций. В этом деле, на наш взгляд, просматриваются не нарушения антимонопольного законодательства, а банальное нецелевое использование бюджетных средств. Тотальный процедурный контроль при почти полном отсутствии финансового контроля и контроля результатов приводит к тому, что одинаковое наказание получают как допустившие несущественные и ни на что не влияющие процедурные нарушения, как лица, добившиеся положительных социальных результатов, но не проведшие столь любимых ФАС аукционов, так и расхитители бюджетных средств. Причем последние попадаются чисто случайно, а чаще уходят от ответственности.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Минспорта по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении контракта с единственным поставщиком без конкурентных процедур на закупку комплектов искусственного покрытия футбольных полей, что привело к ограничению деятельности хозяйствующих субъектов ООО «Спорт-Нова» и ООО «Спортпривоз» в рамках проведенных конкурентных процедур – открытых аукционов в электронной форме на рынках поставки товаров, работ (услуг).
На основании соглашений от 23.07.2015, от 27.10.2015 между министерством и Краевым ГБУ «Спортивная школа по футболу» последней предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 8 421 000 руб. и из краевого бюджета в размере 20 000 000 руб. Названная субсидия направлена на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие футбола в РФ на 2006-2015 годы» ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы» и подпрограммы «Развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом» государственной программы «Физическая культура, спорт, молодежная политика, отдых и оздоровление детей в Камчатском крае на 2014-2018 годы».
В целях освоения вышеуказанных субсидий школой объявлены 2 аукциона на поставку трех комплектов искусственного покрытия для футбольных полей, победителями которых признаны ООО «Спорт-Нова» и ООО «Спортпривоз». Контракты заключены с указанными юридическими лицами 26.12.2015 и 02.02.2016 соответственно, но фактически не исполнены. 18.12.2015 министерством издан приказ № 813, согласно которому школе поручалось осуществить закупку трех комплектов искусственного покрытия для выполнения мероприятий по развертыванию пунктов временного размещения эвакуируемого населения в военное время на территории Камчатского края у единственного поставщика — ООО «Хакис». Во исполнении данного приказа между школой и ООО «Хакис» заключен контракт от 21.12.2015 на поставку трех комплектов искусственного покрытия для футбольных полей стоимостью 22 604 942 руб.; денежные средства в полном объеме перечислены ООО «Хакис».
Судами установлено, что до заключения контрактов с победителями аукционов школой по указанию министерства был заключен контракт с ООО «Хакис» относительно поставки этого же товара. Сопоставив содержание условий контракта от 21.12.2015, заключенного школой с ООО «Хакис», с условиями контрактов, подлежащих заключению с ООО «Спорт-Нова» и ООО «Спортпривоз» по результатам аукциона, суды заключили, что ООО «Хакис» предоставлен ряд преимуществ, а именно: увеличен срок поставки товара, отсутствует требование о предоставлении финансового обеспечения, товар поставлен в г. Москва, а не в г. Елизово.
Как определили суды, на момент заключения госконтрактов с победителями аукционов денежные средства, выделенные из федерального и регионального бюджетов в рамках исполнения целевых программ, уже были выплачены 24.12.2015 ООО «Хакис» за поставленный товар.
Исходя из отсутствия у школы мобилизационных планов, заданий (заказов), суды признали необоснованным проведение закупки трех комплектов искусственного покрытия футбольного поля без применения конкурентных процедур. Кроме того, как заключили судебные инстанции, спорные комплекты приобретались за счет субсидий, носящих целевой характер, не связанный с мобилизационной подготовкой. Суды пришли к выводу о доказанности наличия между школой, министерством и ООО «Хакис» антиконкурентного соглашения, имевшего негативные последствия для ООО «Спорт-Нова», ООО «Спортпривоз» как хозяйствующих субъектов, обязанных поставить товар по результатам электронных аукционов. Фактически ООО «Спорт-Нова», ООО «Спортпривоз», исходя из предоставленных ООО «Хакис» преференций, лишились права поставить заявленный товар. (Дело № А24-2128/2018)