Федеральная антимонопольная служба (ФАС) под руководством Игоря Артемьева давно превратилась в орган, который с монополиями не борется, а всячески их поддерживает и создаёт, а конкуренцию разрушает. У руководства ФАС сложились тесные отношения с некоторыми компаниями, занимающими ведущее или монопольное положение на отдельных рынках, и служба активно действует в их интересах (странно, что эти факты не привлекают внимание компетентных органов).
Вот и на рынке электронных торговых площадок (ЭТП) ФАС давно и последовательно лоббирует интересы ЗАО «Сбербанк-АСТ», закрывает глаза на ее нарушения, да и сам рынок электронных торгов для госзакупок ФАС формировала во многом под указанную площадку.
И вот сейчас господин Артемьев выступает с очередной инициативой в помощь «Сбербанк-АСТ» и в ущерб малым ЭТП. Его ведомство предлагает изменить федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — №127-ФЗ), передав торги на 8 ЭТП, отобранных ранее и аккредитованных для работы с госзакупками в рамках №44-ФЗ. Таким образом, ФАС предлагает исключить норму о саморегулируемых организациях (СРО) ЭТП, сложившаяся инфраструктура рынка будет перекроена (в настоящее время торги организуют арбитражные управляющие или юрлица-члены СРО, занимающихся проведением торгов), и пять десятков ЭТП, в первую очередь небольших, будут с него вытеснены. В который раз разрушаются институты саморегулирования бизнеса, при том что Президент и Правительство неоднократно поддерживали идею СРО…
ФАС также предлагает ввести специальные счета (спецсчета) для участников «банкротных» торгов, что неизбежно увеличит их издержки, что в совокупности с монополизацией рынка банкротных торгов восемью «федеральными» ЭТП вызовет рост тарифов. А сейчас в торгах по банкротству деньги появляются только по факту реализации имущества, что может занимать долгое время, поэтому сформировалась своеобразная экосистема, торги проводятся в кредит, либо по фиксированному тарифу за любое число торгов.
Кстати, масштаб сговоров и мошенничества в аукционах федеральных ЭТП по госзакупкам просто колоссальный (ФАС это признает, но решение проблемы перекладывает с больной головы на здоровую, предлагая ужесточить уголовную ответственность за картели). Вирусами мошенничества и сговоров непременно будут заражены и аукционы по реализации имущества банкротов. При том, что ФАС ежегодно рассматривает порядка 100 тыс. жалоб по торгам на 8 федеральных ЭТП в рамках контроля госзакупок, за всё время работы было всего 3 жалобы, предписания по которым площадками исполнены. Таким образом, утверждения ФАС, что банкротные торги проходят на ЭТП-однодневках с массой нарушений не соответствует действительности.
Нет ничего странного в том, что рынок торгов по банкротству с 48 ЭТП действует намного эффективней, вызывает меньше нареканий у потребителей, предоставляя им более качественные услуги, чем рынок торгов по госзакупкам с 8 ЭТП. На первом намного меньше мошенничества и сговоров, чем на втором. И ФАС как орган, призванный защищать конкуренцию, по идее должна предлагать открыть для всех 48 ЭТП по банкротству доступ к госзакупкам, а не наоборот.
Более того, если ФАС удастся продавить свою инициативу, то рынок торгов по банкротству будет монополизирован даже не восемью, а только тремя федеральными ЭТП, потому что только 3 из 8 имеют соответствующее программное обеспечение и опыт проведения подобных торгов. И вряд ли остальные 5 будут в нынешних условиях инвестировать в соответствующее программное обеспечение. То есть рост тарифов может быть весьма существенным (истории неизвестны случаи, когда бы монополизация приводила к снижению цен и выгод для потребителя), что ударит в первую очередь по мелким торгам. Ведь в ходе торгов по банкротству часто реализуется неликвидное малоценное имущество (подержанные авто, изношенное оборудование, старая мебель и т.д.
А по физлицам – участникам торгов ударит инициатива ФАС об обязательном введении спецсчетов, и многие из них просто не захотят больше участвовать в торгах, что снизит конкуренцию на банкротных аукционах. Возможно, скоро мы узнаем, что бенефициаром инициативы ведомства Игоря Артемьева является не только «Сбербанк-АСТ», но и некоторые компании, намеренные по дешевке прибрать к рукам имущество обанкротившизся конкурентов.
Кстати, из всех участников рынка, как 48 банкротных ЭТП, так и 8 федеральных ЭТП, только «Сбербанк-АСТ» публично поддерживает инициативу ФАС. В очередной раз наша антимонопольная служба используется господином Артемьевым для передела и монополизации рынка в интересах дружественных ему структур.
Антимонопольная монополия торгов по банкротству
Tags: 127ФЗ 44ФЗ IT аукцион аукционный крен банкротство вредительство ФАС Герман Греф госзаказ госзакупки двойные стандарты ФАС Игорь Артемьев имущество имущество должника конкурс малый бизнес кредит монополизация монополия МСП несостоятельность ПО преследование малого бизнеса программное обеспечение публичное предложение Сбербанк Сбербанк-АСТ СРО тариф торги ФАС ФЗ "О банкротстве" ЭТП