Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Татнефть-АЗС Центр» (Республика Татарстан), подтвердив тем самым решение судов предыдущих инстанций. А 21.11.2019 Верховный суд принял решение об отказе в передаче жалобы ФАС на рассмотрение судебной коллеги по экономическим спорам ВС РФ.
На нефтяном рынке, как и на большинстве других, ФАС «дружит» с крупнейшей компанией («Роснефть»), и возбуждает дела против компаний второго эшелона. Но примечательно это дело не только этим: пожалуй, впервые суды указали на то, что картель двух некрупных участников рынка не может повредить потребителям, т.к. они могут легко переключиться на продукцию других компаний. Поправки о допустимости всех соглашений компаний, включая картельные, если суммарная доля рынка не превышает 20%, давно предлагает наш проект «За антимонопольную реформу».
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 № 135-ФЗ, выразившегося в достижении соглашения между хозсубъектами, которое привело или могло привести к установлению или поддержанию цен па розничную реализацию дизельного топлива.
ФАС пришла к выводу о том, что между ООО «ТАИФ-НК АЗС» и ООО «Татнефть АЗС Центр» было достигнуто соглашение по увеличению розничной цены на зимнее дизельное топливо на территории Республики Татарстан до уровня 41,0 руб./л. Доказательствами заключения такого соглашения, по мнению ФАС, выступают следующие действия ООО «ТАИФНК АЗС» и ООО «Татнефть АЗС Центр»:
1. одновременное направление ООО «ТАИФ-НК АЗС» и ООО «Татнефть-АЗС Центр» писем в адрес ГБУ «Управление рационального использования ТЭР» 14.11.2017, содержащие одинаковые предложения об установлении розничных цен на автозаправочных станциях до уровня 38,5 руб./л на межсезонное дизельное топливо и до 41,5 руб./л на зимнее дизельное топливо;
2. синхронные действия ООО «ТАИФ-НК АЗС» и ООО «ТатнефтьАЗС Центр» по одновременному повышению розничных цен на дизельное топливо являются следствием умышленных целенаправленных действий по одновременному повышению уровня цен;
3. установление компаниями повышения цены на зимнее дизельное топливо до уровня 41,0 руб./л и выше;
4. иными хозсубъектами, осуществляющими деятельность на товарном рынке, в указанный период аналогичного повышения розничной цены на зимнее дизельное топливо не установлено;
5. повышение цен на зимнее дизтопливо не вызвано объективными причинами.
Вместе с тем, суды отметили, что данные обстоятельства не свидетельствуют о заключении ООО «ТАИФ-НК АЗС» и ООО «Татнефть-АЗС Центр» антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к установлению цен на зимнее дизтопливо. Как указывает сама ФАС, иными хозсубъектами в указанный период аналогичного повышения розничной цены на зимнее дизтопливо не производилось. То есть повышение цены на зимнее дизтопливо произошло только на АЗС, подконтрольных заявителям. Следовательно, потребители имели возможность приобретать такое топливо по другой цене у других хозсубъектов. При этом судами указано, что ФАС не доказала, что между ООО «ТАИФ-НК АЗС» и ООО «Татнефть-АЗС Центр» заключено соглашение, ограничивающее конкуренцию на соответствующем товарном рынке.
Так, ФАС установлено, что на территории Республики Татарстан находятся два нефтеперерабатывающих завода ОАО «ТАИФ-НК» и АО «ТАНЕКО» (входит в группу компаний «Татнефть»), осуществляющие производство и оптовую реализацию дизельного топлива. Исходя из представленных ФАС данных реализации дизельного топлива, на автозаправочных станциях ООО «ТАИФ-НК АЗС» в период с 01.11.2017 по 30.11.2017 на территории Республики Татарстан средние цены продажи дизтоплива, с учетом всех скидок, зафиксированы на уровне 36,39 руб./л. Между тем, в оспариваемом решении ФАС указала, что на некоторых АЗС были зафиксированы максимальные средние розничные цены, с учетом всех скидок, — 41,0 руб./л. Также ФАС пришла к выводу о том, что основным критерием повышения розничных цен в рассматриваемый период не может являться рост оптовых цен, поскольку АО «ТАНЕКО» зимнее дизтопливо с февраля по декабрь 2017 года не реализовывало. Однако данный вывод ФАС судами был признан несостоятельным, поскольку ФАС дана неверная оценка обстоятельствам дела и неправильно истолковано письмо АО «ТАНЕКО». Из пояснений АО «ТАНЕКО» следует, что за период октябрь-ноябрь 2017 года реализация зимнего дизтоплива не осуществлялось, но в то же время компания осуществляла переработку нефти по давальческой схеме, то есть ОАО «Татнефть» поставляло в адрес АО «ТАНЕКО» сырье, а АО «ТАНЕКО», в свою очередь, перерабатывало сырье и получало вознаграждение. Также ФАС не учла тот факт, что цена на зимнее дизтопливо «ТАНЕКО» в размере 41,5 руб. за литр действовала не весь ноябрь 2017 года, а лишь с 1 по 8 ноября, с 9 по 21 ноября цена составляла 41 руб., а с 21 по 30 ноября 2017 г. – 39,5 руб. за литр.
По мнению ФАС, одним из доказательств заключения антиконкурентного соглашения между ООО «ТАИФ-НК АЗС» и ООО «Татнефть-АЗС Центр» явилось одновременное направление указанными лицами писем в адрес ГБУ «Управление рационального использования ТЭР», содержащих одинаковые предложения об установлении розничных цен на автозаправочных станциях до уровня 38,5 руб./л на межсезонное дизтопливо и до 41,5 руб./л на зимнее дизтопливо. Однако, как отметили суды, данное обстоятельство является лишь следствием желания компаний извлечь прибыль, действуя в рамках законодательства. При этом судами принят во внимание тот факт, что повышение цен на дизельное топливо со стороны ООО «ТАИФ-НК АЗС» началось с 23.10.2017 до 41 руб./л, со стороны ООО «Татнефть-АЗС Центр» — с 26.10.2017 до 41,5 руб./л, а письмо в адрес ГБУ «Управление рационального использования ТЭР» было направлено 14.11.2017, то есть после повышения цен на дизтопливо. Судами также установлено, что повышение цен на дизтопливо произошло не на всех АЗС компаний.
Как указали суды, повышение цен реализации на топливо отдельными компаниями на своих АЗС не может свидетельствовать о нарушении ООО «ТАИФ-НК АЗС» и ООО «Татнефть-АЗС Центр» пункта 1 части 1 статьи 11 №135-ФЗ. (Дело № А65-18102/2018)