Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Администрации города Саратова, подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против администрации по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, что выразилось в заключении дополнительного соглашения в обход предусмотренной законом процедуры.
Судами установлено, что постановлением Администрации от 30.08.2012 ООО «Прадиум» предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок для строительства зданий и сооружений для занятия физкультурой и спортом без мест для зрителей (физкультурно-оздоровительный комплекс). 04.09.2012 между Администрацией и ООО «Прадиум» заключен договор аренды указанного земельного участка.
16.06.2015 между Администрацией и ООО «Прадиум» заключено соглашение к договору аренды земельного участка об изменении вида разрешенного использования на «для размещения многоэтажной жилой застройки: многоквартирные дома (от 9 надземных этажей и выше)…». В отношении изменения вида разрешенного использования рассматриваемого земельного участка проведен государственный кадастровый учет.
Суды пришли к выводу о том, что целью предоставления Администрацией ООО «Прадиум» без конкурсных процедур в аренду земельного участка с разрешенным использованием «для строительства зданий и сооружений для занятия физкультурой и спортом» являлось последующее изменение вида разрешенного использования на «многоэтажная жилая застройка» в обход процедуры торгов. В данном случае соглашение выразилось в совокупности следующих действий его участников: Администрации — во внесении изменений в договор аренды путем заключения соглашения об изменении вида разрешенного использования; ООО «Прадиум» — в качестве участника договорных правоотношений по изменению вида разрешенного использования.
При этом судами учтено, что первоначально предоставление находящегося в муниципальной собственности земельного участка в аренду было осуществлено без проведения торгов, изменение условий такого договора на аренду для жилищного строительства противоречит статье 39.6 ЗК РФ, предусматривающей проведение торгов в таких случаях. Указанный земельный участок не мог быть предоставлен для строительства многоквартирного жилого дома без проведения аукциона. Ранее соглашения к договору аренды земельного участка было признано судом недействительным. Суды отметили, что заключением спорного договора нарушены интересы публичного образования (муниципалитета) ввиду не поступления в бюджет денежных средств, которые должны были поступить по результатам торгов, а также нарушены публичные интересы, так как несоблюдение установленного порядка предоставления земельного участка под строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц, которые могли принять участие в торгах по продаже права аренды данного участка.
Суды также подчеркнули, что в данном случае нарушение допущено на рынке осуществления жилищного строительства, поскольку земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для целей жилищного строительства может быть приобретен исключительно на торгах. (Дело № А57-17684/2018)