Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (Краснодарский край), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции прекратил производство по кассационной жалобе.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против порта по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 №135-ФЗ, что выразилось в принятии (утверждении) Руководства по обработке судов в терминалах ПАО «НМТП» и установлении в нём условий, направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции; создание препятствий доступу на товарный рынок другим компаниям.
Порт включен в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах и морских портах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС.
Суд установил, что АО «Роснефтефлот» с 2016 года оказывает буксирные услуги в морском порту Новороссийск. Используемые суда АО «Роснефтефлот» для оказания буксирных услуг в порту Новороссийск соответствуют требованиям действующего законодательства, что подтверждается актами проверок. 18.12.2017 ПАО «НМТП» утвердило «Руководство по обработке судов на терминалах (далее — «Руководство»). Письмо ПАО «НМТП» о введении в действие Руководства направлено в адрес заинтересованных лиц с указанием на обязанность соблюдения его требований, а также на то, что оказание услуг по перевалке грузов в порту Новороссийск в 2018 году будет осуществляться ПАО «НМТП» в строгом соответствии с требованиями Руководства.
Согласно п. 1.6 Руководства, деятельность транспортно-экспедиторских, агентских, сюрвейерских, шипчандлерских компаний и иных организаций, связанных с обслуживанием судов на терминалах НМТП, осуществляется на основании заключенных договоров с операторами терминалов, грузоотправителями и/или судовладельцами, при соблюдении настоящего Руководства, нормативных документов, приказов, распоряжений, действующих в районе эксплуатационной ответственности терминалов НМТП. ФАС установила, что доля группы лиц в составе ПАО «НМТП» и АО «Флот «НМТП» составила более 50%, в связи с чем, ПАО «НМТП» (группа лиц) занимает доминирующее положение на рынке оказания буксирных услуг в морском порту Новороссийск в 2017 году.
При этом Руководство устанавливает значительное количество не предусмотренных законодательством и обязательных для исполнения правил для хозсубъектов, имеющих лицензии на осуществление буксировки морских судов, накладывает ограничения при буксировке судов и предусматривает завышенные требования не только к оборудованию буксиров, но и к новым условиям оказания услуг по перевалке грузов в 2018 году. Так, введение дополнительных требований к буксирам, не предусмотренных действующим законодательством, а также указание, что буксирное обеспечение швартовных операций обеспечивается исключительно терминалом, направлено на ограничение конкуренции между хозсубъектами. Также согласно позиции ФАС, НМТП наделил себя правом ограничения деятельности вспомогательных судов (в т.ч. буксиров) в зоне эксплуатационной ответственности порта. Функции и права мастера по швартовке и грузовым операциям вторгаются в функции лоцмана и руководителя швартовщиков, который выделяется оператором терминала. В свою очередь, мастер по швартовке и грузовым операциям является лицом, обязанность присутствия которого на судне, установлена ПАО «НМТП» и безальтернативно предложена заинтересованным лицам. Руководство не устанавливает ответственность мастера по швартовке и грузовым операциям, указания которого (согласно Руководству) являются обязательным для капитана судна, а также не предусматривает ответственность ПАО «НМТП» за вред, причиненный судну или грузу некомпетентными рекомендациями мастера по швартовке и грузовым операциям.
Положения Руководства в совокупности с условиями договора между ПАО «НМТП» и агентирующими компаниями, устанавливают, что именно терминал предоставляет буксирное обеспечение швартовных операций заходящих судов, и по мнению ФАС направлены на устранение конкуренции между хозсубъектами, осуществляющими буксировки морских судов, и на вытеснение буксирных компаний с рынка буксирных услуг. Агентские компании, грузовладельцы, судовладельцы и иные лица под угрозой невозможности осуществления погрузки/выгрузки в порту и срыва контрактных обязательств вынуждены отказываться от услуг компаний (АО «Роснефтефлот», ФГУП «Росморпорт» Азово-Черноморский бассейновый филиал) и заключать договоры на невыгодных для них условиях с ПАО «НМТП».
ПАО «НМТП» является владельцем и оператором морского терминала в порту Новороссийск, при этом ПАО «НМТП» оказывает услуги по обслуживанию морских судов, в том числе с привлечением компании, входящей с ним в одну группу лиц — АО «Флот НМТП», которая, в частности, оказывает услуги по буксирному обеспечению швартовных операций.
Суд, соглашаясь с доводами ФАС, пришел к следующим выводам: несмотря на то, что ПАО «НМТП» не является субъектом, обладающим правом устанавливать те или иные требования к буксирам, а также не наделено властно — распорядительными полномочиями по установлению таких требований, изданное Руководство устанавливает значительное количество не предусмотренных законодательством и обязательных для исполнения правил для хозсубъектов, имеющих лицензии на осуществление буксировки морских судов, и накладывает необоснованные ограничения на используемые при буксировке суда, предусматривает завышенные требования к оборудованию буксиров.
Суд также отметил, что до января 2018 года АО «Роснефтефлот» осуществляло деятельность по буксировке морским транспортом, в т.ч. по буксирному обеспечению швартовных операций, в порту Новороссийск. Так, в 2017 году в этом порту АО «Роснефтефлот» было проведено 1584 операции по буксирному сопровождению швартовки и отшвартовки, выручка от которых составила 800 125 705 руб. Однако, в настоящее время АО «Роснефтефлот» фактически лишено возможности осуществлять приносящую доход деятельность на территории порта, что также нарушает права и законные интересы потребителей услуг АО «Роснефтефлот» — судовладельцев, морских агентов, фрахтователей. В 2018 году АО «Роснефтефлот» в морском порту Новороссийск АО «Роснефтефлот» осуществлено 2 операции по буксирному сопровождению швартовки и отшвартовки. Общий объем выручки от осуществления данных операций в 2018 году составил 83 591 рубль. (Дело № А32-22095/2018)