Арбитражный суд Западно-Сибирского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Ванинский морской торговый порт» (Хабаровский край), подтвердив тем самым решение апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы порта на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против порта по признакам нарушения части 1 статьи 10 №135-ФЗ, что выразилось в совершении действий по установлению и применению в 2015-2016 гг. платы за оформление пропусков для обеспечения прохода, проезда по режимной территории морского порта Ванино, которые могли привести к ущемлению интересов в сфере предпринимательской деятельности лиц, пользующихся услугами АО «ВМТП» и лиц, осуществляющих деятельность в морском порту Ванино, в том числе ОАО «РЖД». ФАС вынесла постановление о привлечении порта к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31. КоАП РФ, в виде штрафа в размере 26 813 611,5 руб.
Суды согласились с выводами ФАС о том, что действия порта по оформлению пропусков для обеспечения прохода, проезда по режимной территории порта Ванино, не являются оказанием услуг в порту, а являются текущей деятельностью порта по обеспечению транспортной безопасности на территории, в т.ч. по воспрепятствованию несанкционированному проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности. Установив плату за оформление пропусков для обеспечения прохода, проезда по режимной территории порта, АО «ВМТП» возложило обязанность по оплате на лиц, которым необходим проезд, проход на территорию порта, как по производственной необходимости, так и в связи с необходимостью получения непосредственно услуг порта, тем самым, навязав пользователям услуги порта, дополнительную плату при реализации ими своего права на получение услуг порта или осуществления деятельности в порту Ванино.
Взимание портом оплаты за осуществление вышеуказанных действий признано нарушением прав и законных интересов неограниченного круга лиц, допуск которых на территории порта фактически был ограничен. Также судами установлено, что АО «ВМТП» является субъектом естественной монополии, и оказываемая им в силу данного обстоятельства на территории порта деятельность по оказанию услуг в морском порту (терминале), подпадающая под код ОКВЭД 63.22.11 «деятельность по эксплуатации морских портов, пристаней, шлюзов и т.п.», является деятельностью субъекта естественной монополии.
Вместе с этим, принимая во внимание, что АО «ВМТП» в соответствии с положениями №261-ФЗ «О морских портах в РФ», является оператором морского терминала, то есть совокупности объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров, и оказывает услуги в морском порту, в том числе комплексные, суды признали верным заключение ФАС о признании доминирующего положения АО «ВМТП» на товарном рынке оказания услуг в морском порту, т.е. всего перечня услуг, который фактически оказывает компания в порту, являясь субъектом естественной монополии. Выводы судов о правильном определении товарных и географических границ товарного рынка признаны обоснованными вышестоящими инстанциями. (Дело № А73-7256/2018)