На сайте www.change.org размещена петиция о необходимости перезагрузки системы госзакупок в России. Петиция адресована Президенту России В.В. Путину, Правительству России и Государственной думе. Призываем всех подписать и распространить эту петицию. Подписать можно здесь.
Текст петиции:
В России сложилась противоречащая мировому опыту и здравому смыслу система госзакупок. Тотальный, мелочный и абсурдный процедурный контроль, осуществляемый Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и другими контрольными органами при почти полном отсутствии финансового контроля и контроля за результатами парализует работу добросовестных участников закупок, госсектора и экономики в целом. При этом он служит индульгенцией для коррупционеров и мошенников, сложилась парадоксальная ситуация, что государству неважно. что закупаются ненужные товары и услуги по зачастую кратно завышенным ценам, важно, что процедура соблюдена! При такой системе никто персонально не отвечает за результат закупки.
Главным способом закупки стал обратный аукцион, который в развитых странах практически не используется, т.к. является эффективным способом продажи, но не закупки. ФАС и Минфин называют его самым конкурентным способом, но при аукционе все неценовые характеристики товара описывает чиновник, он же устанавливает начальную цену, что открывает почти безграничные возможности для злоупотреблений.
Это привело к тому, что на некоторых аукциона побеждают поставщики некачественной продукции, что имеет самые тяжелые последствия. Вспомним поставки некачественного питания в детсады и школы, вызвавшие массовые отравления в школах и детсадах, гибель детей на детском отдыхе, организованном в рамках проверенных ФАС тендеров, закупки некачественных и неэффективных лекарств, что, по, по мнению врачей, грозит России резким скачком смертности в ближайшее время.
На других аукционах (по оценкам, 60%) происходит «заточка» документации под конкретного поставщика, торги превращаются в имитацию. Экономистами установлено, что если число участников аукционов меньше 6, то сговор неизбежен. Между тем госучреждению в РФ нельзя заранее узнать число участников! Таким образом, аукционный крен и мелочный процедурный контроль создали крышу для коррупции.
Результатом распространения «конкурентных процедур» в версии ФАС и Минфина стало удушение локального малого и вообще производственного бизнеса. Дошло до того, что люди не могут отремонтировать школы и детсады или сделать в них уборку, где учатся их дети, поставить этим учреждениям здоровые и качественные продукты в местные, поставить им мебель и необходимую технику. Все это теперь поставляется структурами, умеющими договариваться с чиновниками и выигрывать аукционы, но качество совсем не соответствует цене.
По инициативе ФАС и Минфина в регулирующий закупки Закон №44-ФЗ «О контрактной системе» и другие акты как будто специально внесены нормы, способствующие коррупции, наказывающие тех честных чиновников, которые пытаются сэкономить бюджетные средства. Так, запрещено покупать биржевые товары на биржах. В результате. вместо того, чтобы просто купить товар по рыночной цене, имитируют торги по взятым с «потолка» и зачастую завышенным ценам. Запрещено требовать скидку от поставщиков в ходе т.н. «переторжки», запрещено вести ценовые конкурентные переговоры даже с единственным поставщиком, чтобы добиться лучших для бюджета условий. Вместо того, чтобы просто взять и купить элементарную вещь по рыночной цене требуется проводить длительные и бессмысленны торги по мелким (до 10 млн. руб.) закупкам, как того требует ФАС, так как потенциальная экономия даже не покроет издержки на их проведение.
Аукционы ведут к монополизации, т.к. их победители получают всё, в то время как в развитых странах принято делить тендер между несколькими участниками для поддержки реальной конкуренции, а не её имитации. Но если малый бизнес пытается кооперироваться, если берет коллегу на субподряд, то ФАС обвиняет его в картеле. До 95% дел по сговорам на закупках ФАС возбуждает против малого бизнеса, при этом «короли госзаказа» чувствуют себя превосходно.
Ни в повседневной жизни, ни в бизнесе не закупают только по одному критерию — цене, всегда учитывают качество. Аукцион — стопор для инновационного развития: если цена единственный критерий, то конструктор, производитель закладывают в проект и реализует старые проверенные решения – они дешевле. Покупка самых дешёвых товаров и услуг ведёт к потерям из-за аварий, росту затрат на обслуживание, эксплуатацию закупленной по более низкой цене продукции. Притчей во языцех стали бесконечные ремонты одних и тех же дорог и бордюров.
«Кривая» система госзакупок, поддерживаемая ФАС и Минфином, разрушает целые отрасли. Выгодны оказались аукционы для иностранных транснациональных корпораций, которые сначала использовали демпинг для захода на наш рынок и вытеснения отечественных производителей, а потом формировали технические условия «под себя». Часто на аукционах побеждали некачественные товары из восточноазиатских стран. Выполнение бессмысленных процедурных требований и контроль раздули штаты закупщиков. численность которых достигла 1 млн. человек — больше чем в армии и МВД. Только прямые потери бюджета от аукционного крена составляют не менее 2 трлн. рублей ежегодно.
Главная причина, почему в США и других странах не используют аукцион при закупках — он разрушает доверие и деловую мораль. При аукционе невозможно создание прочных кооперационных связей. длительных и доверительных отношений между поставщиком и закупщиком, поддержка местного бизнеса. Аукционный крен опустил деловую мораль в госзакупках, обескровил российскую глубинку, уничтожив тысячи мелких локальных производителей. С такой системой госзакупок невозможно ни выполнить нацпроекты. ни покончить со статусом страны в качестве сырьевого придатка. Более того, такая система угрожает жизни и здоровью наших детей, наших граждан.
Руководство закупками в ФАС и Минфине осуществляется людьми, либо не имеющими практического опыта в этой сфере, либо имеющими сомнительный опыт «освоения» миллиардных бюджетных средств на ненужные проекты. Готовящиеся ими в настоящее время поправки призваны не решить ситуацию, а еще более усугубить ее: они планируют умножить бессмысленные и вредные запреты, что еще больше усилит аукционный крен. Эти люди должны быть немедленно отправлены в отставку, а их деятельность подвергнута самому тщательному расследованию.
Системе госзакупок нужна перезагрузка, основанная на учете лучшего мирового опыта и деловых практик. Бессмысленный процедурный контроль должен быть заменен действенным финансовым контролем и контролем за результатами: за закупку ненужных товаров или закупку выше рыночных цен ответственность должна наступать незамедлительно. В то же время необходимо снять опеку над мелкими и средними закупками, повысить свободу действий заказчика для достижения результата. Вместо коррупциогенных аукционов и закупок у единственного поставщика должны широко использоваться запросы предложений и котировок, открытые и прозрачные конкурсы, ценовые и конкурентные переговоры, закупки на бирже.
Петиция о необходимости перезагрузки системы госзакупок в России
Tags: change.org Анна Катамадзе аукцион аукционный крен больница вредительствоФАС Госдума госзаказ госзакупки Государственная Дума демпинг закупка у единственного поставщика запрос котировок запрос предложений иностранный агент картель конкурентные переговоры конкурс контроль малый бизнес Минфин Михаил Евраев нацпроекты Правительство Президент преследование малого бизнеса Путин Рачик Петросян сговор сырьевой придаток Татьяна Демидова ФАС ценовые переговоры школа