Арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ПАО «Карачаровский механический завод» — ПАО «КМЗ» (г. Москва), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 №135-ФЗ, что выразилось в заключении и исполнении соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок замены лифтового оборудования многоквартирных домов г. Набережные Челны, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Под ударом ФАС оказалось небольшое (выручка около 7 млрд. руб.) лифтостроительное предприятие, находящее в убытках и в условиях жесткой конкуренции со стороны иностранных компаний, которые и являются основными бенефициарами дела ФАС. С такой антимонопольной политикой России никогда не вернуть себе статус промышленной державы, а так и довольствоваться ролью сырьевого придатка.
Постановлением ФАС ПАО «КМЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 869 796,52 руб.
Согласно выводам суда, компанией не представлено доказательств принятия всех зависящих мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также доказательств того, что допущенное нарушение произошло вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля заявителя.
Нарушение установлено ФАС на рынке замены лифтового оборудования на основании договоров, заключенных между ООО «ЧелныЛифт» и НО «Фонд ЖКХ РТ». Однако предметы указанных договоров, вопреки позиции ООО «КМЗ», включают в себя не исключительно строительно-монтажные работы по установке лифтового оборудования, но и весь комплекс процедур, связанных с обеспечением такой установки, включая закупку лифтового оборудования. Поскольку закупка производилась во исполнение основных подрядных договоров ООО «ЧелныЛифт» и стала возможна только благодаря реализации антиконкурентного соглашения, кассационная коллегия пришла к выводу, что размер исчисленного штрафа и способ его исчисления соответствует установленным требованиям, соотносится с рынком, на котором совершено вменяемое правонарушение.
ООО «Челны-Лифт» в 2015 году производило замену лифтового оборудования в 13 многоквартирных домах г. Набережные Челны. Всего было заменено 103 лифта. Общая сумма договоров с ООО «Челны-Лифт» составила 166 719 839 руб. Во всех указанных управляющих организациях обслуживание лифтового оборудования МКД осуществляет исключительно либо преимущественно ООО «Челны-Лифт». Отбор организаций для проведения работ в рамках реализации программы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов осуществлялся в порядке, установленном распоряжением Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Информационные сообщения о проведении отбора в части замены лифтового оборудования в рассматриваемых 13 домах были размещены по заказу управляющих организаций в газете «Шахри Чаллы», выходящей на татарском языке. Для участия во всех 13-ти отборах заявки были поданы только двумя организациями: ООО «Челны-Лифт» и ОАО «Карачаровский механический завод». Все заявки ООО «Челны-Лифт» были зарегистрированы в 8:00 утра, а все заявки ОАО «Карачаровский механический завод», расположенного в г. Москве, в 9:30 утра, непосредственно в день публикации в печатном издании извещения о проведении отбора. При этом заявки были поданы непосредственно в управляющие компании. Между тем, в извещениях о проведении отбора не содержалось сведений о необходимости подачи заявок в адрес управляющих организаций.
По итогам проведения всех отборов победителем признано ООО «Челны-Лифт», с которым НО «Фонд ЖКХ РТ» (региональный оператор) были заключены договоры подряда. С целью выполнения работ по заключенным договорам ООО «Челны-Лифт» заключило договор поставки лифтового оборудования с ООО «КМЗ-Татлифт», являющимся официальным представителем ОАО «Карачаровский механический завод» в Республике Татарстан.
Суд кассационной инстанции признал, что в результате публикации извещений о проведении отбора подрядной организации в печатном издании, выходящем только на татарском языке, а также неопубликования извещений на сайте электронной системы «Мониторинг объектов жилищного фонда» были нарушены принципы открытости отбора, состязательности сторон, что не позволило (или существенно затруднило) потенциальным участникам отбора подать заявки на участие в нем; одновременная подача заявок ООО «Челны-Лифт» и ОАО «КМЗ» в адрес управляющих организаций свидетельствовала о предварительном согласовании с организаторами отбора реального (не соответствующего информации, размещенной в печатном издании) места приема заявок; между участниками и организаторами отбора были заблаговременно согласованы предложенные условия выполнения работ с целью обеспечения победы заранее определенного кандидата.
Как отмечено судом, действия участников отбора были им заранее известны и вызваны совместными интересами друг друга, а не обстоятельствами, в равной мере влияющими на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Допуск организаций и иных лиц на рынок замены лифтового оборудования в многоквартирных домах г. Набережные Челны находится в полной зависимости от действий организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, поскольку именно управляющие компании занимаются отбором таких организаций. (Дело № А40-155601/18)