Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Исполнительного комитета МО г. Казани, подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против комитета по признакам нарушения части 1 статьи 15 №135-ФЗ, выразившегося в предоставлении ООО «Жилищно-инвестиционное агентство» г. Казани земельных участков с разрешенным видом использования «для индивидуального жилищного строительства» (ИЖС) и статьи 16, выразившегося в осуществлении согласованных действий при предоставлении земельного участка в аренду, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Постановлением Исполкома города Казани земельный участок предоставлен ООО «Жилищно-инвестиционное агентство» г. Казани под ИЖС. 28.09.2015 между Комитетом земельных и имущественных отношений Исполкома и ООО «Жилищно-инвестиционное агентство» г. Казани заключен договор аренды земельного участка сроком до 24.05.2022 года. На момент проведения проверки на земельном участке зарегистрированные объекты недвижимости (объекты незавершенного строительства) отсутствовали. Аукцион на право заключения договора аренды земельного участка органами самоуправления г. Казани не проводился. Указанный земельный участок был предоставлен на основании заявления ООО «Жилищно-инвестиционное агентство» г. Казани без проведения конкурентных процедур и опубликования информации о предоставлении указанного участка. По мнению ФАС, были нарушены принципы состязательности сторон, при которых заинтересованные лица могли проявить интерес и участвовать в процедуре предоставления земельного участка.
ФАС пришла к выводу о наличии в действиях компаний нарушения антимонопольного законодательства на основании следующего: земельный участок был передан Исполкомом ООО «Жилищно-инвестиционное агентство г. Казани» в отсутствие конкурентных процедур; земельный участок предоставлен ООО «Жилищно-инвестиционное агентство» г. Казани под ИЖС. ФАС посчитала, что ООО «Жилищно-инвестиционное агентство» г. Казани и Исполком достигли соглашения, ограничивающего конкуренцию, которое привело к передаче земельного участка в пользование ООО «Жилищно-инвестиционное агентство» г. Казани в обход установленного земельным законодательством порядка.
Суд установил, что, МУП «Агентство по приватизации жилой площади г. Казани» предварительно согласовано место размещения жилых домов с утверждением акта выбора земельных участков. 27.01.2006 МУП «Агентство по приватизации жилой площади г. Казани» обратилось в МУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполкома о предоставлении в аренду земельных участков для строительства жилых домов на основании постановления предварительного согласования. 30.10.2006 был заключен договор аренды между Комитетом земельных и имущественных отношений г. Казани и МУП «Агентство по приватизации жилой площади г. Казани» на земельные участки. 23.03.2007 передано право аренды земельного участка по договору аренды в уставный капитал ООО «Жилищно-инвестиционное агентство» г. Казани.
У ООО «Жилищно-инвестиционное агентство» были изъяты земельные участки. Пунктом 3 постановления предусмотрена обязанность Комитета земельных и имущественных отношений г. Казани предоставить компенсацию за изымаемые земельные участки. Стороны предусмотрели, что Комитет земельных и имущественных отношений г. Казани в счет частичного возмещения убытков предоставляет ООО «Жилищно-инвестиционное агентство» из земель населенных пунктов в собственность земельный участок, который принадлежит Комитету. Кроме того, Комитет земельных и имущественных отношений г.Казани взамен изымаемых земельных участков обязуется допсоглашениями предоставить дополнительно иные земельные участки на территории Казани. В 2015 году Исполком, рассмотрев заявление ООО «Жилищно-инвестиционное агентство» о предоставлении земельного участка взамен изъятого предоставил ООО «Жилищно-инвестиционное агентство» из земель населенных пунктов земельный участок в аренду сроком на 7 лет под ИЖС. Было заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым Комитет земельных и имущественных отношений г. Казани в счет возмещения убытков предоставляет ООО «Жилищно-инвестиционное агентство» земельный участок.
Суд отметил, что речь идет о предоставлении земельных участков взамен изъятых, механизм предоставления которых не был исследован ФАС и нарушений антимонопольного законодательства в этой части не установлено. Соглашением о расторжении договор аренды земельного расторгнут, заключен договор купли – продажи от 14.03.2017 земельного участка между Комитетом земельных и имущественных отношений г.Казани и Р.Р. Субханкуловым. В связи с заключением договора купли – продажи земельного участка постановлением Исполнительного комитета МО г. Казани от 27.09.2017 г. постановление Исполнительного комитета г. Казани от 25.05.2015 «О предоставлении ООО «Жилищно-инвестиционное агентство» города Казани земельного участка по ул.Аксакова» признан утратившим силу.
Суд отметил, что нормы Земельного кодекса РФ не содержат запрета предоставления земельного участка под ИЖС юрлицам, что позволяет также утверждать о несостоятельности доводов ФАС в этой части. Помимо факта заключения договора аренды, каких-либо иных выводов (доказательств) о наличии между Исполкомом и ООО «Жилищно-инвестиционное агентство» соглашений либо согласованных действий, запрещенных статьей 16 №135-ФЗ, ФАС не приведено и доказательства таких обстоятельств не представлены. Суд пришел к выводу о том, что в действиях агентства отсутствует нарушение ст. 16 №135-ФЗ, выразившееся в достижении соглашения, ограничивающего конкуренцию, которое привело к предоставлению земельного участка в аренду ООО «Жилищно-инвестиционное агентство» г. Казани в обход установленного земельным законодательством порядка. (Дело № А65-18184/2018)