Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Современные медицинские технологии» (г. Самара, малое предприятие), ООО «ЦЭХ-Здоровье» (г. Самара, микропредприятие), ООО «Медсимвол» (г. Казань), ООО «ДжиИ Хэлскеа» (г. Москва), Министерства здравоохранения Самарской области, ГБУЗ «СОКБ им. В.Д. Середавина» (г. Самара), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы компаний на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Это дело со всей остротой подчеркнуло кривую реальность доморощенной системы госзакупок и деструктивную политику ФАС в нашей стране. Если бы в развитых странах больница закупила ненужное дорогостоящее оборудование, закупщики пошли бы под суд и наверное возмещали бы ущерб. Но у нас именно закупка ненужного оборудования сходит с рук, а когда больницы попытались провести совместно с поставщиками выработать ТЗ, пришел ФАС и назвал их поведение картелем. Больницы провели переговоры и снизили цену до торгов (потому что любимые ФАС «конкурентные аукционы в итоге выливаются в повышение, а не снижение цен). На Западе их бы наградили. В России их преследует ФАС. Участники взяли одну компанию на субподряд. На Западе такие вещи только приветствуются, поскольку позволяют большему числу компаний остаться в деле, а значит поддерживается реальная, а не мнимая конкуренция. В России ФАС это считает признаком сговора. Печально, что все эти вредительские для экономики страны измышления ФАС поддержаны Верховным судом.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компаний, Министерства и больницы по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11, статьи 16 и части 1 статьи 17 №135-ФЗ, выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ по техобслуживанию и ремонту дорогостоящего медицинского оборудования, установленного в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Самарской области; к созданию преимущественных условий для участника торгов путем доступа к информации.
01.12.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение и конкурсная документация для проведения совместного конкурса на выполнение работ по техобслуживанию и ремонту медицинского дорогостоящего оборудования для учреждений здравоохранения Самарской области (начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — 772 794 792 руб.). Заказчиками данных торгов являлись 23 больницы области. Организатор и один из заказчиков торгов – ГБУЗ «СОКБ им. В.Д. Середавина».
На основании предписания ФАС названный Конкурс был аннулирован. В последующем было принято решение о повторном проведении торгов. На официальном сайте АО «ЕЭТП» http://etp.roseltorg.ru 12.04.2016 было размещено извещение о проведении открытого аукциона на выполнение вышеуказанных работ с НМЦК 768 022 105 руб. 66 коп. На участие в аукционе от 06.05.2016 заявки были поданы ООО «СМТ», ООО «Медсимвол», ООО «МастерМедТех». ООО «СМТ» и ООО «Медсимвол» были допущены к участию в аукционе. ООО «МастерМедТех» было отказано в допуске к торгам в связи с несоответствием заявки Закону о контрактной системе №44-ФЗ. Победителем было признано ООО «СМТ». В результате торгов НМЦК была снижена на 2,5%. Совокупная сумма, на которую ООО «СМТ» были заключены госконтракты, составляет 768 022 105 руб. 66 коп., что соответствует сумме НМЦК.
Как установлено судами, ООО «СМТ» заключило антиконкурентные соглашения с компаниями-конкурентами (ООО «ЦЭХ-Здоровье», ООО «Медсимвол»), Министерством здравоохранения Самарской области и ООО «ДжиИ Хэлскеа», организатором торгов (ГБУЗ «СОКБ им. В.Д. Середавина»), которые привели к созданию для ООО «СМТ» преимущественных условий участия в торгах. Между представителями названных лиц происходило активное взаимодействие по вопросам, связанным с влиянием на состав участников аукциона, выработкой схемы участия в аукционе, подготовкой документации и техзадания, подготовкой разъяснений положений документации, изменением цен на запасные части к медоборудованию, являющиеся предметом аукциона. То есть заказчик и участники занимались тем, чем принято заниматься в коммерческом секторе и госзакупках развитых стран – переговорами, совместной согласованием документации. И только в нашей кривой реальности госзакупок это является нарушением. То есть под предлогом развития конкуренции ФАС хочет, чтобы медучреждения закупали дорогостоящее оборудование, в котором они не разобрались, или которое им ненужно (миллиарды, если не сотни миллиардов рублей на это потрачено по всей стране). А как только самарские больницы попытались пойти на переговоры по документации, чтобы купить именно то, что нужно, они получили серьезные претензии от ФАС.
Согласно выводам ФАС, совместными действиями указанных субъектов была обеспечена победа ООО «СМТ» в аукционе. Суды признали, что ООО «СМТ» до момента опубликования документации (12.04.2016) имело к ней доступ, заранее располагало информацией о требованиях. Тем самым в результате договоренности между ГБУЗ «СОКБ им. В.Д. Середавина» и ООО «СМТ», последнему как участнику торгов были созданы преимущественные условия участия в торгах, в том числе путем доступа к информации. Кроме того, суды отметили, что реализованная участниками соглашений схема поведения привела к несущественному снижению НМЦК и, вследствие этого, к невозможности достижения цели экономии бюджетных денежных средств, которая могла быть получена в результате присутствия в торгах более широкого круга участников. Эти голословные выводы кочуют из одного решения ФАС в другое. Но анализа того, есть ли в реальности этот «широкий круг участников», не представлено. Нет и анализа того, не окажется ли более дешевое оборудование некачественным, которое сломается на следующий день работы, такие случаи тоже бывали.
ФАС указала, что в целях избежания возможных жалоб от потенциальных участников и аннулирования их результатов, а также обеспечения гарантированной победы для ООО «СМТ» в данном аукционе, ООО «СМТ», ООО «Медсимвол», Министерством, ООО «ДжиИ Хэлскеа», ГБУЗ «СОКБ им. В.Д. Середавина» была реализована рассматриваемая схема поведения. Это какая-то совсем извращенная логика – даже в том, что нет жалоб оказывается, виноваты преследуемые ведомством Артемьева компании.
Согласно позиции судов, действия ООО «СМТ» были направлены на исключение ООО «ЦЭХ-Здоровье» из конкурентной борьбы в торгах и на ограничение возможности ООО «ЦЭХ-Здоровье» воздействовать на конкурентную среду в рамках данной закупки. Суд установил, что до момента проведения аукциона между названными компаниями был подписан договор, предполагающий передачу ООО «ЦЭХ-Здоровье» обязательств по ремонту и техобслуживанию части медицинского оборудования, которые будет обязано исполнять ООО «СМТ» в рамках госконтрактов, заключенных по итогам аукциона. Судами отмечено, что наценка, заложенная в стоимость, предложенную ООО «СМТ» на торгах, позволила данной компании заключить на выгодных условиях как для себя, так и контрагентов, соглашение с ООО «ЦЭХ-Здоровье» о субподряде вместо участия его как конкурента на торгах, а также с ООО «ДжиИ Хэлскеа». Также суды признали доказанным, что ООО «Медсимвол» взаимодействует с официальными представителями ООО «ДжиИ Хэлскеа» в регионах РФ, в Самарской области таким представителем является ООО «СМТ». Опять за этими выводами ФАС и суда сквозит вся порочность нашей системы госзакупок: компании берут участника на субподряд и он доволен, это позволяет ему сохранить свое положение на рынке. Но поддержание здоровой рыночной среды ФАС не интересует, ей нужно, чтобы жалобы подавались.
Суды признали доказанным, что в рамках подготовки и проведения электронного аукциона сотрудники Министерства вносили изменения в проект аукционной документации, согласовывали НМЦК (опять – нормальный рабочий процесс – нарушение). ООО «СМТ» сообщало ООО «ЦЭХ-Здоровье» о взаимодействии, сотрудничестве, ведении переговоров и личных встречах с представителями Министерства. Также суды признали верными выводы ФАС об активном ведении переговоров ООО «ДжиИ Хэлскеа», ООО «СМТ» и Министерством при подготовке к проведению рассматриваемого аукциона. Судами отмечено, что антиконкурентное соглашение было экономически выгодным не только ООО «СМТ», но и ООО «ДжиИ Хэлскеа». Так, данными компаниями были заключены договоры от 01.06.2016 и от 06.06.2016, согласно которым обязательства по выполнению работ по техническому обслуживанию некоторого медицинского оборудования переданы ООО «ДжиИ Хэлскеа». В свое время Джон Мейнард Кейнс разработал теорию мультипликатора как раз на том, что госрасходы и госзакупки создают кумулятивный эффект в экономике, раскручивая ее маховик. Но наши доблестные ФАС и суды факт того, что кто-то еще выигрывает от госзакупок, считают нарушением.
Суды признали, что в целях достижения желаемого результата торгов ООО «СМТ» осуществляло активное взаимодействие с организатором торгов ГБУЗ «СОКБ им. В.Д. Середавина». В свою очередь, ГБУЗ «СОКБ им. В.Д. Середавина» предоставило ООО «СМТ» информацию, обладателем которой в силу закона не может являться потенциальный участник закупочной процедуры. Больницей и ООО «СМТ» разрабатывалось, корректировалось техническое задание к аукциону; данные лица обменивались информацией об объектах закупки и их характеристиках. Это создало для ООО «СМТ» преимущественные условия по отношению к другим участникам торгов, которые не располагали информацией о данном электронном аукционе до момента опубликования извещения о его проведении.
Суды пришли к выводу, что в результате договоренностей, достигнутых больницей и ООО «СМТ», для ООО «СМТ» были созданы преимущественные условия участия в торгах путем доступа к информации (условиям документации об электронном аукционе). Указанные преимущества позволили ООО «СМТ» заранее начать подготовку к участию в данных торгах путем обсуждения условий сотрудничества с поставщиками в целях исполнения государственных контрактов, подготовки заявки на участие в аукционе и т.д. (Дело № А55-10042/2017)