Арбитражный суд Дальневосточного округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» (Амурская обл.), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. Это решение продолжает череду дел, в которых суды указывают ФАС на превышение полномочий в рамках №223-ФЗ.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Управления по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 №135-ФЗ, выразившегося в несоблюдении порядка определения победителя запроса предложений, в нерассмотрении и неосуществлении оценки поступивших на участие в закупке заявок участников, непринятии решения о выборе победителя и неоформлении данного решения соответствующим протоколом подведения итогов; в установлении в Положении о закупках условия о праве заказчика на любом этапе отказаться от проведения запроса предложений при отсутствии в Положении о закупках обоснований для принятия такого решения, исчерпывающего перечня случаев, которые могут являться причиной, при которых заказчик вправе отменить, отказаться от проведения запроса предложений; а также в установлении в Положении о закупках возможности завершить заказчиком процедуры закупки без определения победителя после наступления времени и даты окончания подачи заявок, при фактическом получении от участников закупки заявок, возможности их изучения на предмет того, каким из участника закупки предложены лучшие условия исполнения договора.
Управление опубликовало на сайте www.zakupki.gov.ru извещение о размещении закупки в форме запроса предложений на выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Техническое перевооружение производства ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина», ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» г.Москва, «Реконструкция Гальванического корпуса и участка анодирования. Цех 112», установив начальную (максимальную) цену договора (НМЦД) в размере 66 386 011,76 руб., дату и время окончания подачи заявок — 29.12.2017 в 12:00 (по Московскому времени), рассмотрения заявок — 11.01.2018 в 12:00. До окончания установленного для подачи заявок срока на участие в запросе предложений подано пять заявок. 12.01.2018 Управление приняло решение о завершении запроса предложений без определения победителя. Суд первой инстанции, а также поддержавшая его выводы апелляция пришли к выводу, что у ФАС отсутствовали правовые основания для принятия решения против предприятия.
Основания обжалования действий заказчика в административном порядке соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках. Иные действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, на что указано в части 9 статьи 3 №223-ФЗ. При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг не ограничено какими-либо условиями. Суды отметили, что в отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы (№44-ФЗ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках №223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.
С учетом изложенного, в рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, ФАС вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых установлен в части 10 статьи 3 №223-ФЗ. Как установлено судами, обжалуя действия заказчика в ФАС, компания-участник запроса предложений ссылалась на возможность заказчика на любом этапе отказаться от проведения запроса предложений и завершить процедуру закупки без определения победителя, что, по ее мнению, являлось нарушением требований, предусмотренных частью 1 статьи 17 №135-ФЗ. При этом доводов о наличии в действиях предприятия нарушений, предусмотренных частью 10 статьи 3 №223-ФЗ, компания в жалобе не приводила. Данное обстоятельство также признано ФАС.
В результате, суды пришли к выводу об отсутствии у ФАС правовых оснований для принятия жалобы общества и рассмотрения ее по существу. (Дело № А04-3518/2018)