Внести существенные изменения в процедуру торгов имуществом банкрота предлагает Минэкономразвития. Оно подготовило поправки в закон о банкротстве и разослало их на согласование. «Ведомости» ознакомились с копией письма, подлинность подтвердил представитель Минэкономразвития, но от комментариев отказался.
Сейчас продажа имущества банкрота проходит на торгах с повышением цены. В большинстве случаев продать не удается, пишет Минэкономразвития в пояснительной записке, а организация торгов оплачивается из конкурсной массы должника.
Имущество банкрота выставляется на торги по цене, которую назвал оценщик, как правило, она близка к рыночной, рассказывает арбитражный управляющий Евгений Семченко. Но покупателю нет смысла идти на торги, чтобы купить имущество по рыночной цене: нужно получать электронную подпись, вносить задаток, который будет заморожен на несколько недель, а если покупатели на торги не приходят, управляющий объявляет следующие, с начальной ценой на 10% ниже. Если и на них никто не пришел, объявляются третьи, цена снижается до тех пор, пока не найдется покупатель, объясняет Семченко.
Первые и вторые торги более чем в 90% случаев признаются несостоявшимися, продать имущество удается в ходе публичного предложения (третьи или четвертые торги) со снижением цены на 60–70%, говорит адвокат практики реструктуризации и банкротства юрфирмы Art de Lex Юлия Шилова, существующая процедура неэффективна.
Первые и вторые – фактически ритуальные торги, тратятся время и деньги, подтверждает Семченко, на их проведение уходит три месяца, а организация каждых торгов стоит около 150 000 руб.
В поправках Минэкономразвития предлагает объявлять открытый аукцион один раз, а если имуществом никто не заинтересовался, переходить к снижению цены и снижать ее, пока не появится покупатель. Если вдруг появятся сразу два, то вновь начинать торги на повышение цены между ними.
Фактически Минэкономразвития предлагает проводить «голландский аукцион» – на понижение. В мировой практике «голландские аукционы» часто используются при публичной продаже ценных бумаг, отмечает партнер Deloitte Антон Зыков. Так продаются обязательства казначейства США, так же проходило публичное предложение акций Google в 2004 г., говорит он. Основное преимущество «голландского аукциона» в том, что он позволяет быстрее найти покупателя. При банкротстве это означает также снижение расходов на хранение имущества, указывает Зыков.
Сообщество людей, занимающихся банкротствами, уже несколько лет ожидает реформирования системы торгов – перехода к «голландским аукционам», комментирует вице-президент Сбербанка, директор департамента по работе с проблемными активами Максим Дегтярев, неэффективность действующих правил доказана. Предложенная комбинированная система торгов на понижение и повышение («качели») позволит быстрее примерно на 3–6 месяцев возвращать имущество в нормальный хозяйственный оборот, а следовательно, его можно будет использовать при кредитовании, платить налоги государству, замечает Дегтярев.
Минэкономразвития предлагает также использовать не рыночную стоимость (это цена, по которой можно продать товар на открытом рынке), а ликвидационную (это расчетная цена продажи на торгах), которая, как правило, будет ниже. Давно назрела необходимость использовать ликвидационную стоимость для определения начальной продажной цены, так как по рыночной стоимости сейчас имущество не продается на первых торгах, комментирует Дегтярев.
Минэкономразвития предлагает еще и отменить обязательную публикацию объявления о торгах в газетах, оставив только публикацию в интернете и Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, и закрепить проведение торгов на электронных площадках, где размещается госзаказ.
Отмена обязательных публикаций в печати значительно сократит издержки: публикация объявления в интернете стоит 900 руб., а в «Коммерсанте» – 100 000 руб., если продается недвижимость с длинным описанием, знает Семченко.
Поправки не поддерживае Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Возможность снижения цены приведет к злоупотреблениям, пишет ФАС в ответе на предложения Минэкономразвития («Ведомости» ознакомились с содержанием, подлинность подтвердили федеральный чиновник и юрист). Нельзя, чтобы в законе устанавливались правила, которые предопределяют снижение цены: участники не будут приходить на торги, ожидая снижения, объясняет замруководителя ФАС Рачик Петросян. Нужно, чтобы у организатора была возможность, а не обязанность снизить цену, иногда нужно разделить или перегруппировать имущество, чтобы оно стало интересно покупателям, считает он. ФАС в письме предлагает оставить повторные торги на повышение с ценой в 90% от первоначальной, в 80% – на третьих торгах и проч.
Если отменить первые и вторые торги, это значительно упростит и ускорит процедуру, говорит Семченко, а более существенного снижения цены не будет – сейчас покупатели сидят и ждут третьих торгов. Цена и сейчас падает в ходе публичного предложения, а 95% торгов на повышение не заканчивается продажей, т. е. покупать готовы только при снижении цены, объясняет Дегтярев. Тем более законопроект предлагает защиту от драматического снижения цены – так называемую цену отсечения в 50%, она используется и сейчас в ходе публичного предложения, знает он, хотя это и не урегулировано законом, кредиторы самостоятельно определяют ее величину – как правило, в диапазоне от 40 до 60%. Такая форма аукциона не создает дополнительных рисков, уверен и Зыков.
Поправки оптимизируют затраты времени и денег, согласна Шилова. Но основные проблемы торгов – их непрозрачность, злоупотребление со стороны лиц, устанавливающих порядок их проведения, – они не решают, признает она.
О проблеме непрозрачности пишет и ФАС: если торги организует оператор электронной площадки, возможны согласованные действия и коррупционные последствия.
Источник: Ведомости.