Пока Владимир Путин не покладая рук решает внешнеполитические задачи, разруливая сложные отношения с США и ЕС, подчинённые Дмитрия Медведева, похоже, окончательно потеряли чувство страха и забыли о субординации. Мол, раз царю некогда, мы пока пограбим народное достояние. Зажигательный пример – игнорирование объявленного президентом моратория на отторжение имущества Российской академии наук, как минимум, до 1 января 2020 года. Стервятники не смогли даже выждать несколько месяцев.
Проигнорировали распоряжение президента: вице-премьер Мутко, министр науки и высшего образования Котюков, руководитель загадочного, но всемогущего АО «ДОМ.РФ» Плутник, бывшая правая рука всесильного корги-графа Шувалова и ряд фигур помельче. Причём мистер «Лет ми спик фром май харт» является не только вице-премьером, но и председателем Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации. Именно он своей дланью осеняет то или иное решение, стоимость которого сотни миллионов чуждых нам американских рублей. Но достаточно вводных, перейдём к сути…
Ей-богу, на месте министра науки Михаила Котюкова, «деятельности» которого наше издание уделяет порой чрезмерное внимание, я бы давно дал авторам этих строк в морду лица. Судите сами, за шесть (!) лет его управления фундаментальной наукой, а теперь ещё и многострадальным высшим образованием мы похвалили молодого министра считаное количество раз. Всё остальное время тщательно выискиваем недостатки, ошибки и мелкие промахи и несём Михаила Михайловича по кочкам. Некоторые его помощницы даже уверены (и вероятно, уверяют в этом и Котюкова), что «Аргументам недели» заплатили многие миллионы долларов для очернения светлого лика шефа. Шесть лет мы ищем спонсора на эту тему, но пока, увы, не нашли. Господа, место вакантно.
А если серьёзно, то даже искать ничего не надо. Михаил Михайлович сам «подставляется» так, что мама не горюй (см. «Who is мистер Котюков? Российскую науку топят свои министры», «АН» №15 от 18.04.2019). На днях он вновь прославился так, что даже Кремль не выдержал.
Ещё в феврале министр подписал приказ за №1 дсп (в институты он попал только что), в котором утвердил «Рекомендации по взаимодействию с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями и приёму иностранных граждан» в богоугодных заведениях Миннауки.
Контроль за исполнением рекомендаций министр благоразумно оставил за собой. Итак, что должен сделать учёный перед выполнением такого ответственного задания, как встреча с иностранным коллегой. Первое – вымыть руки перед едой и, уходя, не забыть погасить свет. Второе и главное – в каждом госте подозревать «мистера Джона Ланкастера Пека», то есть шпиона. А потому министр Котюков, как и всё его ведомство, должно быть проинформировано о рандеву не менее чем за пять рабочих дней. В специальной комнате, в которой обязана проходить встреча, на одного иностранца должно быть не менее двух россиян. Иначе не победить.
Перед встречей двое россиян-учёных должны будут отобрать у заморского гостя (если надо, то и силой!) телефон, фотоаппарат, часы и компьютер и отсканировать его паспорт. После встречи срочно написать рапорт, о чём и зачем вообще говорили, и заверить его круглой печатью. Видимо, для сравнения с расшифровкой аудиозаписи. Затем вновь вымыть руки и погасить свет.
В принципе несложный набор гигиенических процедур, чтобы «буржуазная зараза, которая ходит по пятам» не прилипла к честному российскому человеку.
Странно, но в Кремле этого не поняли и назвали приказ «перебором». Котюков поставил на место недальновидного Дмитрия Пескова. Мол, так во всём мире делается, строгости послужат укреплению международных связей, да и вообще это просто рекомендации: «не хочешь – заставим, не умеешь – научим».
У Михаила Булгакова в «Мастере и Маргарите» есть замечательная фраза: «шизофрения, как и было сказано». Конечно, решение назначить министром науки и «верхнего» образования студента-заочника без учёных степеней и званий, мягко говоря, неординарное. Но тогда и не стоит удивляться, что в одной голове бродят две противоположные мысли. Мысль первая: ограничить контакты с зарубежными коллегами, дабы ни пяди российских открытий не «утекло» к нашим западным партнёрам. Мысль вторая – работу наших учёных оценивать по публикациям строго в западных журналах, в которых надо выворачиваться наизнанку, как на исповеди.
После такого дуализма в отдельно взятой голове министру остаётся только посочувствовать. На Руси испокон веков жалели блаженных. Но, как ни странно, когда дело доходит до освоения бюджетных миллиардов, блаженность как рукой снимает.
Вечером 30 января 2015 г. в здании Института научной информации по общественным наукам (знаменитый ИНИОН) РАН начался пожар. Практически все телеканалы транслировали его в прямом эфире. В результате огня и доблестной работы пожарных, которые заливали пламя водой, а не пеной, сгорело более 5 миллионов единиц хранения. Часть из них удастся восстановить. Сохранились Фонд редких книг и Готская библиотека. Само здание, построенное в эстетике брутализма, серьёзно пострадало, левое крыло было разрушено.
Сотрудников и остатки фондохранилища разогнали по разным адресам. Научные подразделения и дирекция обосновались на улице Кржижановского (в здании бывшего Президиума РАСХН), комплектование (Белый зал) и абонемент нашли крышу над головой на улице Дмитрия Ульянова, а книжный фонд – в подразделении Всероссийского института научной и технической информации РАН в Люберцах.
Аты-баты, шли дебаты. Целых четыре года тогда ещё глава ФАНО, а ныне министр Михаил Котюков вместе с другими богатырями из правительства решали, что делать с несчастным ИНИОНом и его полусгоревшим зданием: «Ломать иль не ломать? Вот в чём вопрос!» Место бойкое, проходное. Тут бы торговый центр поставить, ан нельзя… Поменяли с полдюжины директоров – не помогает.
Есть один нюанс, о котором вслух говорить не принято. Так, если здание института просто восстановить, то ИНИОН будет иметь на него свои законные права. Если же строить новое, то тут бабка надвое сказала: и земля, и здание находятся в бессрочном оперативном пользовании института. Покатился шквал информационных атак. Мол, ИНИОН не работает, ничего не делает, ссылаясь на пожарные обстоятельства неодолимой силы. И вообще – в стране процесс укрупнения, объединения буровиков со стоматологами, так как бурят и те и эти. И вообще переезжайте-ка вы в здание Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ) и сливайтесь в радостном экстазе. Термин «информация» есть и в одном, и в другом названии – значит, вы близнецы-братья. А со зданием, а уж тем более с клочком земли в несколько га около метро «Профсоюзная» мы как-нибудь справимся. Говорят, что МВОН (Министерство высшего образования и науки) письменное распоряжение о переезде выдавать и.о. директора ИНИОНа отказалось, устно сказали: «Готовьте план!» В принципе слияние означает кончину всемирно известного института. А покойнику, как известно, дом не нужен, ему гроба да ямы хватит.
Московские власти, дабы не опоздать, тоже заговорили о создании на месте института-погорельца то ли культурно-просветительского, то ли торгово-библиотечного комплекса. Буровики, одним словом. Как уж они временно отбились, бог весть.
30 января 2019 г., спустя ровно четыре года после пожара, премьер-министр Медведев подписал постановление правительства №60 «Восстановление здания Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ФГБУН ИНИОН РАН)». На восстановление выделено более 6, 75 млрд рублей. Ими будет распоряжаться «Дирекция единого застройщика» (ДЕЗ Министерства науки и высшего образования), а заказчиком-застройщиком стал ИНИОН РАН.
Вместо обещанного восстановления в начале июля останки здания быстро снесли. На его обломках бодрый корреспондент «Вестей» говорит, что ИНИОН эти четыре года «не работал», а восстанавливается не институт, а «библиотека». Казалось бы, мелочь, но учёные пришли в ужас.
– Все госзадания, даже в том кошмарном 2015 году, мы выполняли. И выполняем. А библиотека – всего лишь составная часть института. Либо это просто ошибка корреспондента, либо, как говорится, оговорка по Фрейду. Надеюсь, что ошибка и некомпетентность, – говорит замдиректора по науке ИНИОН, руководитель Центра научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем, кандидат исторических наук Татьяна Пархалина.
Не хотелось бы расстраивать Татьяну Глебовну, но, вероятнее всего, «юноша дерзкий со взором горячим» не оговорился, а проговорился. Тем более что руководству института показали только проект, красивую картинку. А взамен потребовали отказаться от прав заказчика-застройщика. В пользу, как выдумаете, кого? В пользу МВОНа Михаила Котюкова. Точнее, ДЕЗа МВОНа. Фактически институт в случае согласия на так называемый временный отказ может потерять право и на земельный участок – 3, 95 га на Нахимовском проспекте, и на восстановленное на нём здание. Никаких гарантий по возвращению здания и земельного участка по окончании строительства министерство институту не даёт.
Кстати, из почти 7 млрд на экспертное сопровождение строительства не выделено ни копейки, то есть ИНИОН не сможет контролировать строительство и расходы на него, хотя именно это и ожидается от заказчика-застройщика. Техническую документацию сотрудникам тоже не показывают. С трудом удалось выяснить, что строительство имеет два так называемых кода из «Классификатора видов разрешённого использования земельных участков», по которым можно понять, какую неведому зверушку строит Михаил Котюков. Первый: 3.6.1. – «Объекты культурно-досуговой деятельности», в частности, музеи, галереи, библиотеки и кинотеатры. Второй – 3.9.2. Тут уже строже – только наука.
Что будет от скрещения ужа и ежа, известно – колючая проволока. А вот что получится от скрещения кинотеатра, библиотеки, картинной галереи и научного учреждения? Может быть, узнаем через два года – в 2021 г. здание обещают достроить.
Какой-то загадочной особенностью выделяется российское чиновничество. Причём не только на фоне своих закордонных коллег, но и на фоне просто российского общества. У нас ведь как: «отвечай за базар», обещал – сделай, достал нож – бей. Если делаешь что-то полезное, то делай тихо. Если творишь гадость, то не называй её благодатью. У этих «чужих» из высоких кабинетов всё наоборот. Чёрное – это белое, белое – это серое, а серое – красное. Например, украденные пять лет жизни на пенсии они называют благом, вкачивание вынутых из наших карманов денег в коммерческие банки – заботой о стабильности банковской системы, то есть о нас сирых. Уничтожение узких специалистов в поликлиниках подменяется получением электронного талончика. Практически любое дело, за которое берутся правительственные «чужие», оборачивается бедой и для страны, и для человека, но фантастическими барышами для очень узкого круга. Вообще-то за это канделябрами бьют. Но у нас выдумщики таких схем в почёте и фаворе.
Возьмём замечательную без всяких шуточек компанию АО «ДОМ.РФ». Фактически монополиста на рынке торговли государственными землёй и имуществом. Ещё раз. Акционерное общество торгует казной государевой. Один-единственный учредитель – Министерство имущественных отношений. Ныне заколоченное в гроб российской истории. Сейчас официально «хозяином тайги» – «учредителем и единственным акционером является Российская Федерация». Красиво звучит! Правда, в 11-й редакции устава чёрным по белому записано: «Общество является коммерческой организацией». А дальше много страниц перечисления того, на чём можно «поднять бабла». Так что, какими бы красивыми словами «домовята» ни прикрывались, суть их деятельности – заработать побольше денег.
Кто ещё кроме могущественного «ДОМ.РФ» может написать министру: «…рассматривает(ся) вопрос целесообразности использования объектов недвижимого имущества (перечень прилагается)». Мол, каждый сверчок знай свой шесток. Мы рассматриваем вопрос использования имущества твоего министерства. Ты там, братан, конечно, можешь своё мнение и высказать. Но есть моё, и есть неправильное. Именно так звучит письмо «ДОМа.РФ» (чуть не написали «Дома-2») в адрес несчастного министра науки и высшего образования Михаила Котюкова, который, говорят, был не очень счастлив от покушений на его полномочия.
Но, куда деваться, и врио начальника Департамента корпоративного управления Грудинина пишет подчинённым институтам (по тому же перечню): ваша, мол, позиция по вопросу изъятия? Отрицательная? Всё равно делайте кучу справок и актуальные фотографии участков, которые у вас планируют «изъять». Ах да, добавляет врио, своё фи уважаемому «ДОМ.РФ» писать не вздумайте, барин осерчает.
Затем «одобрям-с» проштампуют члены правительственной комиссии. А её решения, как уже писали «АН», по закону обязательны к выполнению всеми органами федеральной и прочей власти. Этакая чрезвычайка-тройка. Но XXI век на дворе, раньше отнимали жизни, теперь – землю.
По обкатанной схеме точно так же 14 мая сего года у Центра химической физики им. Николая Семёнова РАН экспроприировали участок земли с тремя строениями. 22 тыс. кв. метров в прекрасном районе Москвы. Что институт думает? Да кто же их убогих спрашивать-то будет!
– Эти два гектара планируется изъять «…в целях, в том числе для передачи ЖСК, с возможностью включения в его состав сотрудников Министерства образования и науки Российской Федерации…». Так, во всяком случае, записано в протоколе комиссии. А возможно, и не включения. Возможно, и не сотрудников совсем. Но ослику перед носом морковку привязали. Не в этом ли причина покорности работников министерства? – говорит сотрудник центра.
Вот здорово! Можно не выходя из квартиры наблюдать за подчинёнными тебе муравьишками – учёными, как они там копошатся и чего-то там открывают, изобретают. Но один многоквартирный дом для двух га – это как-то скромно. Значит, и коттеджики вырастут. А может быть, вообще один домик этажей в пять построят да дадут одному – но какому! – представителю МВОНа. И по закону всё чисто.
В центре признают, что де-юре этот кусок земли принадлежит казне, то есть государству. Ещё в далёких 1990-х правительство Москвы пыталось его конфисковать и застроить, но тогда удалось отстоять. Правда, владеть им стала матушка-Россия. Затем было ещё несколько заходов, но их удалось отбить. Незадолго до 14 мая теруправление Росимущества прислало предписание – заберите вы уже свои гектары!
– Раньше нам фактически не давали перевести землю на наш баланс. А тут такое счастье. Начали срочно готовить документы. И то же «имущество» говорит – земля уже не ваша. Ваши склады и «кочегарка» – ЦТП уходят вместе с землёй. Это вообще важный социальный и потенциально опасный объект. Как его можно бросить? Как гром буквально. За несколько дней «нагнули» чиновников. После того как земля перешла бы в наше пользование, планировалось склады (а они стоят ещё со времени работы над атомным проектом!) снести, а на их месте построить научно-образовательный центр. До этого ничего, даже ремонт, согласно законодательству, было сделать нельзя, – рассказывает представитель института.
Самое интересное, что в «кочегарку» уже приходили непредставившиеся мужчины в галстуках и вежливо, но твёрдо приказали демонтировать оборудование в кратчайшие сроки. А это значит, что без тепла и горячей воды кроме Центра химической физики останутся ещё два научных института РАН, в том числе Институт динамики геосфер РАН. Плюс жилой многоквартирный дом на улице Академика Зелинского. Фактически накануне начала отопительного сезона.
Господа Мутко, Плутник и прочие чином пожиже, кто подписывал этот бред, знаете ли вы, что единственная дорога к этим трём институтам благодаря вашему «одобрям-с» тоже принадлежит отныне чёрт знает кому? А Центр химический физики, в котором, кстати, выполнялась существенная часть проекта по разработке первой советской атомной бомбы, мало того что работает в системе гособоронзаказа (который вы можете сорвать своими действиями), но и занимается разработками, о которых вам знать вообще не положено? Тем самым «прорывом», о котором говорил президент России Владимир Путин.
Вам плевать на президентский мораторий на отчуждение имущества РАН, который пока действует до 1 января 2020 года? Вы уже списали Владимира Владимировича со счетов и зачислили его в «хромые утки»? Не рано ли? А то ведь можно и не успеть добежать до личного самолёта, в котором ждут верные корги.
P.S. «АН» стало известно, что министр науки резко протестовал против изъятия земли, на которой расположены институты РАН, и, в частности, участка Центра химической физики РАН им. Семёнова. Говорят, что министр даже написал резкое письмо на имя вице-премьера Мутко. Если это правда и «был один, который не стрелял», то мы приносим Михаилу Михайловичу свои извинения.
Злые языки утверждают и врут, конечно, что именно эту землю заказал под свой особняк очень влиятельный человек, которому отказать не могут. Значит, будут давить до конца. Мораторий? Президент Путин? Нет, не слышали.
Ранее мы уже писали что бывший начальник (куратор) руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Шувалов создает непрозравные схемы реализации гос- и муниципального имущества, на которые, разумеется Игорь Артемьев и его ведомство закрывает глаза. Более того, «ДОМ.РФ» со своими непрозрачными схемами, которые стоят бюджету миллиарды рублей, с попустительства ФАС превращается в монополиста на рынке торговли землей и имуществом, а его деятельность обрастает новыми скандалами.
Автор: Александр ЧУЙКОВ, Олег ГОВОРОВ.
Источник: Аргументы недели.