Арбитражный суд Центрального округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Администрации «Медынский район» (Калужская обл.), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против администрации по признакам нарушения части 1 статьи 15 №135-ФЗ, выразившегося в рассмотрении предложения ООО «Спецтранс Медынь» о заключении концессионного соглашения на реконструкцию полигона твердых коммунальных отходов в районе города Медынь Калужской области и дальнейшей его эксплуатации и не соответствующего требованиям законодательства о концессионных соглашениях, что привело (могло привести) к ограничению доступа иным хозсубъектам на товарный рынок оказания услуг (выполнения работ) по обработке и размещению твердых коммунальных отходов (ТКО).
Как установлено судами, от ООО «Спецтранс Медынь» в администрацию поступило предложение о заключении концессионного соглашения в отношении реконструкции и эксплуатации объекта, используемого для обработки и размещения ТКО на территории Медынского района. Администрация приняла постановление о возможности заключения концессионного соглашения на условиях, предложенных ООО «Спецтранс Медынь». Администрация разместила на официальном сайте https://torgi.gov.ru предложение, поступившее от ООО «Спецтранс Медынь», в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения. Заявки поступили от ООО «МС-Эксперт» и от ООО «Градострой». Данные заявки отклонены администрацией ввиду отсутствия указания сметной стоимости предлагаемого к реализации проекта концессионного соглашения. После чего администрацией заключено концессионное соглашение на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения без проведения конкурса с ООО «СпецТранс Медынь».
ФАС установила, что рынок оказания услуг (выполнение работ) по обработке и размещению ТБО на территории Медынского района является конкурентным. ФАС пришла к выводу, что поскольку все три представленные предложения о заключении концессионного соглашения не соответствовали требованиям №115-ФЗ, то концессионное соглашение, которое заключено Администрацией Медынского района с ООО «Спецтранс Медынь», привело к ограничению конкуренции по отношению к другим хозсубъектам, изъявившим желание принять участие в конкурсе. Кроме этого, ФАС установила в проекте концессионного соглашения требование на осуществление деятельности по обработке и размещению ТКО на объекте концессионного соглашения в 2016 году, когда согласно заданию на реконструкцию объекта соглашения в 2016-2017 годах концессионеру необходимо осуществить проектные работы, пройти госэкспертизу проектной документации и получить лицензию на осуществление деятельности по обработке и размещению отходов. Такое требование по мнению ФАС является заведомо невыполнимым и направлено на ограничение круга лиц, желающих подать заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения.
Судами установлено, что ООО «Спецтранс Медынь» не соответствовало требованиям Закона о концессионных соглашениях, поскольку в своем предложении указало о наличии у него средств в размере 4 850 000 рублей, что подтверждается договором займа, заключенного с гражданином Горшковым А.Е. В силу Федерального закона «О банках и банковской деятельности» гражданин (физлицо) не может являться кредитной организацией. Однако в материалах дела отсутствуют сведения о наличии у компании иных средств (собственных средств либо заемных средств, выданных кредитной организацией) или возможности их получения в размере не менее 5% объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций в предложении ООО «Спецтранс Медынь» о заключении концессионного соглашения.
При таких обстоятельствах ФАС сделан вывод, что инициатива ООО «Спецтранс Медынь» не подлежала рассмотрению со стороны Администрации. Кроме того, представленное ООО «Спецтранс Медынь» приложение №10 к проекту соглашения не содержит необходимых данных о сметной стоимости концессионного соглашения на этапе эксплуатации объекта концессионного соглашения и указания на источники финансирования. Указанное делает невозможной оценку условий предлагаемого соглашения со стороны других участников рынка, вводя их в заблуждение относительно существенных условий проекта. В нарушение требований закона инициатива ООО «Спецтранс Медынь» рассмотрена Администрацией по существу, Администрация приняла постановление о возможности заключения концессионного соглашения в отношении реконструкции и эксплуатации объекта, используемого для обработки и размещения ТКО, на условиях, представленных в предложении ООО «Спецтранс Медынь», а в дальнейшем принято постановление о заключении с ООО «Спецтранс Медынь» указанного концессионного соглашения.
Суды отметили, что по состоянию на конец 2016 года ни одна из трёх организаций не имела необходимой лицензии и утверждённых тарифов на осуществление деятельности согласно проекту соглашения. Действия Администрации в отношении инициативы ООО «Спецтранс Медынь» с указанием на необходимость осуществления деятельности по обработке и размещению ТКО уже в 2016 году привело к ограничению конкуренции по отношению к другим хозсубъектам, изъявившим желание принять участие в конкурсе, установило для потенциальных участников неравные и заведомо невыполнимые требования, направлено на ограничение круга лиц, желающих подать заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения. (Дело № А23-7690/2017)