Производители и эксперты обсудили проблемы в системе госзакупок.
Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (МКПП (р)) провела во вторник заседание «круглого стола» по теме «Актуальные вопросы в сфере закупок по 44 ФЗ и 223 ФЗ». Руководители предприятий рассказали о конкретных случаях ограничения конкуренции в практике госзакупок, а эксперты отметили системные проблемы.
К участию в «круглом столе» были приглашены руководители управления ФАС по Москве, Департамента по конкурентной политике Москвы, управления уполномоченного по защите прав предпринимателей в столице и прокуратуры Москвы. К сожалению, представители ФАС и Департамента по конкурентной политике не присутствовали.
«Проблемы госзакупок всем известны», — отметил во вступительном слове ведущий «круглого стола», заместитель председателя МКПП (р) Николай ВИНОГРАДОВ. Он сообщил, что этой встрече предшествовало анкетирование руководителей предприятий: «Мы провели опрос, большой отклик получили». По словам Н. Виноградова, конфедерация работает в плотном контакте с ФАС, проводит ежеквартальные встречи – последняя была в мае, очередная планируется в сентябре-октябре.
За ситуацией в сфере госзакупок следит и прокуратура Москвы. Как отметил прокурор по надзору за соблюдением прав предпринимателей Николай МАКАРОВ, особое внимание уделяется контрактной деятельности, в том числе случаям необоснованной оплаты, нарушения сроков оплаты поставок. В числе типичных случаев нарушений Н. Макаров назвал, например, «искусственное дробление контрактов». В результате проверок, проведённых прокуратурой Москвы, с 2015 года было погашено задолженности на сумму 2,4 млрд. руб.
Об особенностях и проблемах госзакупок в строительной отрасли говорил в своём выступлении председатель Комитета по градостроительной политике, строительству и промышленности строительных материалов МКПП (р) Михаил ВИКТОРОВ. По его словам, в этой сфере «убита специализация» — любая организация «показывает всего двух специалистов, без объявления какой-либо специализации». По мнению М. Викторова, «должны быть чётко прописаны нормы – количество ИТР, профиль и стаж специалистов». Он предложил «менять требования к количеству специалистов, находящихся в штате подрядных организаций». Отметил также и отсутствие требования о наличии необходимой техники у подрядчика. «Ни специалистов, ни техники: выигрывают тендер, а потом находят субподрядчиков…И экономят потом на качестве», — заключил он.
Прозвучали и более острые выступления. Генеральный директор ООО «Завод РТИ-КАУЧУК» Галина ИВАНОВА заявила о нарушении принципа конкуренции, предусмотренного законодательством о госзакупках, со стороны такого серьёзного заказчика как Московский метрополитен. В числе продукции завода – поручни для эскалаторов. «РТИ-КАУЧУК» поставляет их во многие города России и в ближнее зарубежье, где они успешно находят спрос.
Однако около 70% производства этой продукции ориентировано именно на столичный метрополитен, и тут предприятие сталкивается с проблемами в ходе закупок: «Метрополитен формирует огромный лот. Участвовать в этом огромном лоте мы не можем… Таким образом, метрополитен создаёт все условия для ограничения конкуренции». По словам Галины Ивановой, метрополитен столицы делает это, «чтобы протолкнуть импортные поручни». Прогноз генерального директора завода «РТИ-КАУЧУК» неутешительный: «Это приведёт к тому, что мы это производство закроем, и будут только импортные поручни». Не без иронии Галина Иванова заключила: «Так работает импортозамещение».
Попутно надо отметить, что из-за крупного лота, формируемого заказчиками и включающего широкую номенклатуру изделий и материалов, не могут предложить свою продукцию и другие предприятия, специализирующиеся на производстве конкретных видов продукции. Об этом рассказывали представители предприятий в кулуарах «круглого стола».
Возможно, предприниматели не используют всех механизмов и структур, призванных защищать их в сложных ситуациях. А такие институты в столице созданы. Об этом напомнил участникам дискуссии представитель аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве Константин ЕФРЕМЕНКОВ. Он призвал предпринимателей обращаться к нему и сослался на адрес сайта: https://business-ombudsman.mos.ru/.
Ведущий «круглого стола» Николай Виноградов добавил: если предприятию сложно самому обращаться в институты защиты (нет юриста, не хватает ресурсов), то можно сделать это через ассоциации – «например, через МКПП(р)». Константин Ефременков пояснил при этом, что в правозащитной структуре есть свой юридический отдел, и поддержка юриста будет обеспечена.
Подводя итоги обсуждения, необходимо отметить – проблемой в сфере госзакупок может оказаться и «искусственное дробление контрактов», и наоборот, «формирование огромного лота». Законодательные акты не всегда стыкуются между собой. По наблюдению некоторых предпринимателей, «очень часто стали выигрывать иностранные компании». Всё это говорит о несовершенстве законодательства в сфере госзакупок. Как отметила зампредседателя МКПП (р) Ольга ТЕРЕНТЬЕВА, при принятии ФЗ 44 «квалифицирующей основой должны были стать качественные показатели, а не цена. Но основной показатель остался ценовой».
Ольга Терентьева сообщила, что МКПП (р) будет обращаться к мэру Москвы Сергею СОБЯНИНУ с предложениями по изменению федерального законодательства в сфере госзакупок.
Эксперты признают: принятие в 2013 году №44 – ФЗ стало большим шагом вперёд по сравнению с действовавшим ранее №94-ФЗ. Об этом в частности, говорится в докладе Института повышения конкурентоспособности, представленного в ходе «круглого стола» его директором Алексеем УЛЬЯНОВЫМ.
« Дальнейшее совершенствование законодательства о закупках в части регулирования закупок госкомпаний и естественных монополий, стимулирование закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) введения специальных инвестиционных (СПИК) и офсетных контрактов, принятие ряда постановлений Правительства РФ в целях стимулирования закупок отечественной продукции машиностроения, легкой и мебельной промышленности, фармацевтики, отчасти позволило превратить контрактную систему в инструмент активной государственной экономической и промышленной политики. По степени электронизации системы закупок Россия опережает не только страны с сопоставимым уровнем развития, но и многие развитые страны», — констатируется в докладе.
Вместе с тем, отмечаются системные проблемы сложившейся практики и законодательства в сфере госзакупок: «…сложившаяся система закупок не отвечает интересам государства и налогоплательщиков, добросовестных заказчиков и поставщиков, характеризуется высокими коррупционными рисками, крайне неэффективным контролем, колоссальными издержками, что нивелирует выгоды от электронизации и значительно снижает эффект от принимаемых Президентом и Правительством мер, противоречит мировому опыту, современным экономическим исследованиям и здравому смыслу».
Об этих проблемах, об «аукционном крене» системы госзакупок и говорил в своём выступлении под занавес дискуссии Алексей Ульянов. «Аукционы – вещь хорошая, но это инструмент продажи, а не инструмент покупки, он не приводит к снижению цен», заявил эксперт. Более того, по его словам, «наша система сама толкает заказчика на сговор с потенциальным поставщиком». Он добавил, что «мы увеличили монополизацию строительной отрасли из-за аукционов, многие компании разорились».
По мнению Алексея Ульянова, «аукционы добили нашу промышленность», а ещё они привели к раздутию аппарата — в системе госзакупок занято до 1 млн. человек. Противоречит здравому смыслу, что приоритет отдаётся процедурному контролю – «он вреден, должен быть контроль финансовый», считает директор Института повышения конкурентоспособности.
При существующей системе госзакупок «мошеннических схем не избежать»; «закон №44-ФЗ исходит из презумпции недобросовестности чиновников», — заключил эксперт. Всё это системные проблемы, считает он. «Аукционный крен обходится стране в 2 трлн. рублей ежегодно» — такова оценка эксперта. Он предложил «отказываться от аукционного крена». Особенно важно это применительно к малому бизнесу. «Реальная поддержка малого бизнеса – это не аукционы». Выступление Алексея Ульянова участники дискуссии поддержали аплодисментами.
В докладе Института повышения конкурентоспособности делается вывод о необходимости «перезагрузки» российской контрактной системы. «Вместо аукциона и закупок у единственного поставщика основными способами должны стать конкурсы, запросы предложений и ценовые конкурентные переговоры», — такая альтернатива предлагается в докладе. В нём выдвинута конкретная программа действий, она содержит 25 пунктов.
Автор: Любовь Кизилова.
Источник: РБК.