Арбитражный суд Уральского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Транспортная компания» (г. Курган), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций. Компания является средним предприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ООО «Транспортная компания» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 № 135-ФЗ, выразившегося в установлении одинаковой цены проезда в городском пассажирском транспорте на территории г. Кургана в короткий промежуток времени при отсутствии объективных причин повышения стоимости в указанный промежуток времени.
ФАС установила, что перевозчики образуют четыре группы лиц, внутри которых хозсубъекты находятся под контролем. По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории г. Кургана за период 01.01.2015 по 31.01.2016 ФАС установила, что товарный рынок по перевозке пассажиров и багажа автотранспортом на территории г. Кургана включает в себя 60 маршрутов, соединяющих между собой разные районы города. Все хозсубъекты, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа автотранспортом на территории г. Кургана, являются конкурентами по отношению друг к другу.
Судами установлено, что 22 уведомления от 22 перевозчиков о согласовании льготной перевозки отдельных категорий граждан на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, поступившие в Администрацию г. Кургана в соответствии с положениями статьи 20 Закона №220-ФЗ, имеют схожее содержание. ФАС установила, что затраты на обслуживание, стоимость транспортных средств, численность автопарка перевозчиков различается.
По мнению суда, установление одинаковой цены проезда в одно время не может быть обосновано ни объективными причинами экономического и организационного характера, ни тем, что до вступления в силу изменений в Закон № 220-ФЗ тарифы устанавливались Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, поскольку предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров до 2016 года устанавливался Департаментом индивидуально для каждого перевозчика в различные даты. Суд согласился с выводами ФАС о том, что увеличение стоимости проезда перевозчиками на одинаковую величину в короткий промежуток времени является следствием соглашения, заключенного между перевозчиками.
ООО «Транспортная компания» представила расчет тарифа на перевозку пассажиров в январе 2016 г., из которого следовало, что себестоимость проезда составляет 20 руб. 21 коп. за одну поездку. Также компанией представлена «Письменная информация (отчет) руководству ООО «Транспортная компания» о результатах исследования по вопросу прогнозирования стоимости (тарифа) проезда общественным транспортом на 2016 г.», в соответствии с которой плановая себестоимость проезда в 2016 г. составляет 20 руб. 66 коп. за поездку. ФАС при принятии решения учла также то, что аудиторское заключение принято обществом «Аудит-Контроль» 20.01.2016, исследование проводилось с 18.01.2016 по 20.01.2016, а приказ об изменении тарифа в 2016 издан ООО «Транспортная компания» 13.01.2016.
Довод ООО «Транспортная компания» о том, что стоимость проезда в размере 20 рублей является экономически обоснованной ценой услуги, рассчитанной экспертом «Аудит-Контроль», отклонен судом, поскольку на момент принятия решения о размере стоимости проезда в автобусе, компания не располагала информацией о результатах исследования по вопросу прогнозирования стоимости проезда.
Суд, проанализировав поведение перевозчиков-конкурентов, а именно единовременное повышение стоимости проезда и провоза багажа на одну и ту же величину, в короткий промежуток времени, пришел к выводу, что перевозчиками совершены синхронные и последовательные действия, свидетельствующие о скоординированности и активности действий хозяйствующих субъектов.
Согласно позиции суда, ФАС был сделан правильный вывод о том, что пассажиры могут добраться до необходимого пункта назначения на транспортном средстве иного маршрута. Цена проезда, установленная перевозчиками, является единой, не дифференцируется по дальности маршрута. Соответственно, пассажиры, представляющие собой разные группы приобретателей, действуют на одном рынке. Судом сделан вывод о том, что действия по установлению одинаковой цены за проезд в короткий период соответствовали интересам каждого из перевозчиков и являлись для них экономически выгодными, при этом, изменяя цены на услуги с указанных дат синхронно, они не теряли своего потребителя. В соответствии с Решением Курганской городской Думы от 26.11.2014 № 225 «О порядке организации проезда отдельных категорий граждан в городском пассажирском транспорте на 2016 год» установлены категории граждан, имеющих право на бесплатный или льготный проезд, порядок финансирования расходов на реализацию указанного Решения, порядок возмещения перевозчикам расходов, связанных с предоставлением льгот на проезд. Каких-либо ограничений по дате установления стоимости проезда для всех категорий граждан указанное Решение не содержит и не предусматривает. (Дело № А34-8245/2017)