Источник изображения

Арбитражный суд Свердловской области отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ «ТРАМВАЙНО-ТРОЛЛЕЙБУСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» (ЕМУП «ТТУ»).
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам пункта 1 статьи 16 №135-ФЗ, что выразилось в совершении согласованных действий по повышению стоимости использования операторами связи одной опоры ЕМУП «ТТУ»: с 163,49 руб. в 2008 г до 362,21руб. в 2015 г. и до 1681,26 руб. в 2016 г.
ФАС исходила из того, что, установив стоимость имущественного права пользования одной опорой в размере 1681 руб., Тарифная комиссия г. Екатеринбурга, фактически прикрываясь отчетами оценщика ООО «ОНБ», в интересах ЕМУП «ТТУ» увеличивает стоимость использования одной опоры в месяц. Опоры контактной сети находятся в муниципальной собственности и закреплены за ЕМУП «ТТУ» на праве хозяйственного ведения.
Тарифная комиссия Екатеринбурга установила среднюю стоимость пользования одной опорой контактной сети по внутреннему квадрату (внутри периметра улиц) для сторонних организаций в размере 1681,26 руб. Судами отмечено, что Администрация города Екатеринбурга выполняла установленную законодательством, в том числе постановлением Администрации города Екатеринбург, обязанность по рассмотрению заявки и принятию соответствующего решения.
Согласно выводам суда, сами по себе возможные недостатки отчета об оценке, на которые указала ФАС в оспариваемом решении, не свидетельствуют именно об отсутствии оснований для установления (повышения) стоимости использования спорного муниципального имущества и согласованности действий компаний, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции. При этом ФАС не исследовала и не доказала, что повышение стоимости использования спорного муниципального имущества произведено без экономических оснований и установленный размер платы за пользование спорным муниципальным имуществом не соответствует стоимости использования такого имущества.
Доводы ФАС о том, что повышение стоимости пользования опорами контактной сети для размещения ВОЛС приведет к созданию преимущественных условий для оказания услуг связи ПАО «Ростелеком», имеющим кабельную канализацию, по сравнению с другими операторами связи, не имеющим кабельной канализации для размещения линий связи, судом были отклонены, поскольку при доказанности произвольного повышения стоимости аренды данные действия образуют иное нарушение антимонопольного законодательства.
Ссылки на обстоятельства, которые, по мнению ФАС, свидетельствуют о неправильном определении в заключении оценочной стоимости использования спорного муниципального имущества, (вместо имущественного права пользования вещью в качестве объекта-аналога оценщиком рассматривалась сама вещь, оценка проводилась при допущении об отсутствии ограничений (обременений) и прав третьих лиц), и соответственно, необоснованном утверждении стоимости использования спорного муниципального имущества тарифной комиссией муниципального органа, были предметом рассмотрения судом. Суд посчитал, что наличие согласованных действий Администрации города Екатеринбурга, ЕМУП «ТТУ», ООО «ОНБ», направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции подлежит доказыванию в совокупности и в отношении каждого субъекта. Так заинтересованность ООО «ОНБ» в установлении повышенного тарифа ФАС не устанавливалась.
Доводы ФАС о том, что о совершении таких действий было заранее известно каждому из лиц, принимавших участие в согласованных действиях, судом были отклонены. Поскольку помимо факта установления повышенной стоимости арендной платы, каких-либо иных выводов о наличии между компаниями соглашений либо согласованных действий, запрещенных статьей 16 №135-ФЗ, ФАС в решении не приведено и доказательств таких обстоятельств не представлено. Суд пришел к выводу об отсутствии доказательств совершения компаний именно согласованных действий в ущерб конкурентным отношениям по преимущественному принципу. (Дело № А60-64430/2017)