Арбитражный суд Сахалинской области в упрощенном порядке отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Курильский пролив» (г. Южно-Сахалинск). ООО «Курильский пролив» является микропредприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ООО «Курильский пролив» по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением субъектом естественной монополии, которое в данном случае проявилось в совершении действий по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в части самостоятельно установленных тарифов на услуги платной стоянки рыболовного судна за 1 погонный метр в час, услуги погрузки-разгрузки на причале (грузовом пирсе) морского терминала Малокурильск морского порта Невельск.
ФАС установила, что компания на основании договора субаренды, заключенного с ЗАО Рыбокомбинат «Островной», осуществляла деятельность на причале (грузовом пирсе) морского терминала Малокурильск морского порта Невельск, в том числе оказывала услуги платной стоянки рыболовного судна, а также погрузочно-разгрузочные работы на причале (грузовом пирсе) морского терминала. В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от № 147-ФЗ «О естественных монополиях» данные услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к видам деятельности субъектов естественных монополий, цены (тарифы, сборы) на которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от № 293 регулируются государством. ООО «Курильский пролив» не обращалось в ФАС с заявлением об установлении цен (тарифов) на осуществляемые услуги – стоянка у причала, погрузка и выгрузка. Тарифы на данные услуги утверждались компанией самостоятельно приказом «Об утверждении тарифов работы грузового пирса», подписанным генеральным директором компании.
ФАС вынесла постановление, которым ООО «Курильский пролив» признано виновным в совершении правонарушения и назначен штраф в размере 100 000 рублей. Компания признала факт нарушения антимонопольного законодательства. Вместе с тем компания посчитала, что совершенное правонарушение является малозначительным и отметила, что назначенный штраф несоразмерен с тяжестью последствий совершенного деяния и не отвечает принципу справедливости. Данные обстоятельства с учетом сложного финансового положения компании, по ее мнению, являются основанием для снижения штрафа ниже низшего предела.
Суд пришел к выводу, что ФАС не оценивалось имущественное и финансовое положение компании, а также не исследовался вопрос о наличии/отсутствии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения.
Таким образом, суд поддержал довод ООО «Курильский пролив» о том, что юридическое лицо находится в тяжелом финансовом положении, в связи с чем, наложенный штраф в размере 100 000 рублей обременителен, а уплата/взыскание его негативно отразится на деятельности организации; за январь-март 2018 года результаты финансово-хозяйственной деятельности общества составили убыток в размере 23 731 рубль. Также у компании отсутствует доступ на арендованное по договору субаренды имущество – грузовой пирс, ввиду отказа внешнего управляющего ЗАО «Рыбокомбинат Островной» от исполнения данного договора, что не позволяет осуществлять ООО «Курильский пролив» основную хозяйственную деятельность при отсутствии в аренде/собственности иных причалов.
Согласно позиции суда, назначенное компании административное наказание в размере 100 000 рублей не оправдывает установленной законом цели – справедливости, целесообразности, законности и носит неоправданно карательный характер. При этом в условиях тяжелого финансового положения уплата (взыскание) наложенного штрафа безусловно повлечет неблагоприятные последствия в осуществляемой хозяйственной деятельности компании. Тем самым несоразмерно большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. В связи с этим суд посчитал возможным снизить размер подлежащего наложению на общество административного штрафа ниже низшего размера, определенного в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно со 100 000 рублей до 50 000 рублей. (Дело № А59-1963/2018)