Артемьев и Шувалов могут быть вовлечены в непрозрачные схемы по реализации госимущества
Президент Владимир Путин не первый раз ставит задачу снижения ставок по ипотечным кредитам и ускорения строительства. Ведь темпы ввода жилья в 2018 г. согласно данным Росстата снизились более чем на 5% (снижение продолжается четвертый год подряд), цель ввода по 1 кв.м. на человека в год, что позволило бы решить жилищную проблему. Остается недостижимой мечтой, ставки по ипотечным кредитам остаются запредельными даже в реальном выражении и остаются недоступными для широких слоев российского среднего класса. При этом, перспективы на 2019 г. еще более печальны.
На этом фоне созданные для поддержки жилищного строительства институты развития не выполняют возложенных на них функций. Более того, похоже, они решили, вместо выполнения последних, заняться сомнительным и весьма прибыльным бизнесом за счет бюджета и налогоплательщиков.
Так, переименованное в марте 2018 года из Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) в АО «Дом.РФ» на своем официальном сайте заявляет, что его деятельность состоит в выработке комплексного подхода к развитию сферы жилищного строительства и ипотечного кредитования. 21 год бурно вырабатывает (АИЖК создано в 1997 г.).
Вместе с тем анализ информации, размещённой на официальном сайте АО «ДОМ РФ», позволяет сделать вывод, что истинные цели иные: из 18 выставленных на торги участков только 3 предназначены для целей комплексного освоения, то есть представляют собой масштабные жилищные проекты. Большинство продаваемых участков имеют незначительный размер. Часть объектов не имеют никакого отношения к установленным целям АО «ДОМ РФ».
Если обратить к отчету АО «ДОМ.РФ» за 2017 год, то в качестве серьезных достижений собственной деятельности компания указывает следующее:
— успешный запуск программы рефинансирования ипотечных кредитов;
— передача в качестве вклада в уставный капитал АО «ДОМ.РФ» 100% акций АКБ » РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ».
Однако указанная деятельность АО «ДОМ.РФ» уже получила негативный отклик в информационном поле: положительная динамика в достройке проблемных объектов по-прежнему отсутствует, а ожидания обратившихся за рефинансированием ипотечных кредитов оказались и вовсе обманутыми: заемщики АО «ДОМ.РФ» не имеют права на предоставление соответствующего вычета.
Это свидетельствует о том, что АО «ДОМ.РФ» в своём стремлении занять как можно больше различных ниш, берётся за исполнение любых функций, однако не прорабатывает их эффективную и грамотную реализацию.
В сферу интересов АО «ДОМ.РФ» попало и имущество Министерства обороны, на реализацию которого был наложен мораторий в 2013 году. Указанный мораторий, не снятый до настоящего времени, был успешно обойдён с использованием АО «ДОМ.РФ» и ФГАУ «Управление имуществом специальных проектов» (ФГАУ «УИСП») Министерства обороны. Но плата за услуги АО «ДОМ.РФ» при продаже военной недвижимости составляет 20% вырученных от реализации средств при том, что среднерыночная цена данной услуги у профессиональных участников рынка составляет 2-5%. Но даже оставшиеся 80% средств уходят не в федеральный бюджет, а на счета АО «ДОМ.РФ».
Таким образом, по активам, реализуемым АО «ДОМ.РФ» из госсобственности, в собственность АО «ДОМ.РФ» поступают все 100% вырученных от реализации средств. Бюджет не получает ничего.
Получается, что АО «ДОМ.РФ» забирает на реализацию активы, не соответствующие концепции целей и задач компании как института развития: из проекта прогнозного плана приватизации на 2018 год по предложению АО «ДОМ.РФ», были исключены для последующей передачи на реализацию АО «ДОМ.РФ» 350 объектов недвижимости ориентировочной совокупной стоимостью 10 млрд. руб.
При этом Министерство экономики и Росимущество, представленное в регионах своими территориальными управлениями, органы исполнительной власти субъектов РФ, профильные департаменты министерств обладают достаточной компетенцией для оформления и реализации имущества. В случае реализации имущества указанными органами вырученные денежные средства поступали бы непосредственно в соответствующие бюджеты, а не на счета АО «ДОМ.РФ».
Наконец, электронные торговые площадки (ЭТП), работающие как по государственным закупкам, так и по закупкам госкомпаний и реализации государственного и муниципального имущества. Имущества банкротов, конфиската и т.д. Даже беглое сравнение информации о проводимых торгах на ЭТП с ДОМ.РФ позволяет сделать вывод, что процедуры на последнем характеризуется крайней непрозрачностью. В частности, в отличие от процедур на ЭТП, отсутствует контактная информация о менеджере объекта, шаге на понижение, документы к торгам, включая проект договора, подробное описание объекта, точное время окончания подачи заявок и т.д.
Справедливости рад отметим, что часть вырученных от реализации федерального имущества через АО «ДОМ.РФ» денежных средств все-таки поступает в бюджет РФ — в качестве дивидендов. Однако это только часть от чистой прибыли, т.е. после вычета средств, необходимых на содержание высокооплачиваемых кадров, дорогостоящего офиса в бизнес-центре класса А и «удовлетворение иных потребностей» АО «ДОМ.РФ». В регионы, в субъекты РФ, на территории которых находятся реализуемые участки, денежные средства не поступают вовсе.
На сайте раскрытия информации размещены данные о рассмотрении наблюдательным советом АО «ДОМ.РФ» вопроса о согласовании сделки по предоставлению займа ФГАУ «УИСП». Но – без указания суммы сделки и целевого назначения займа. Основным видом деятельности ФГАУ «УИСП» является управление недвижимым имуществом. По имеющейся информации, за последние два года Минобороны не устанавливало госзадание для ФГАУ «УИСП». Согласно сведениям, размещенным на сайте www.torgi.gov.ru , ФГАУ «УИСП» осуществляет деятельность по проведению торгов по аренде недвижимого имущества; размещены сведения о 4 аукционах. Доходы ФГАУ «УИСП» поступают в его распоряжение. В открытых источниках отчеты о деятельность ФГАУ «УИСП» отсутствуют, официальный сайт учреждения также не создан.
А в соответствии с п.8 ст. 2 закона от 13.07.2015 «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере» от 13.07.2015 №225-ФЗ, АО «ДОМ.РФ» вправе безвозмездно передавать государству, находящееся в собственности АО «ДОМ.РФ» имущество в качестве пожертвований. Таким образом, в случае реализации имущества, высвобождаемого Минобороны, посредством АО «ДОМ.РФ» денежные средство от реализации в полном объеме за вычетом расходов будут являться средствами АО «ДОМ.РФ». Их «перераспределение» может осуществляться путём «пожертвования» в пользу Минобороны.
Действительно, получается, что любое здание, памятник архитектуры или особняк, офис или гостиницу АО «ДОМ.РФ» может забрать себе – в рамках закона – и продать по непрозрачной схеме. Бюджет в лучшем случае получит «пожертвования». По нашим данным, вопросом занималась Романова Марина Арленовна, тогда заместитель руководителя секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова, а ныне зампред Внешэкономбанка. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) схему тихо поддержала. Инфраструктуру для сомнительных торгов предоставил Сбербанк-АСТ. Ведомство Игоря Артемьева давно было замечено в лоббировании интересов структуры Германа Грефа. Но недавно рынок был ошарашен новостью, что ФАС выступила против введения единых правил торгов по продаже госимущества и соответствующего закона. Конечно, мы давно привыкли к двойным стандартам ФАС, и что позиция регулятора может кардинально меняться, но чтоб настолько – ведь в свое время служба была главным идеологом и мотором создания электронных торгов по госзакупкам (и внедрила не подходящий для закупок электронный аукцион). Но сейчас, когда Минэкономразвития предлагает электронные торги (и кстати, аукцион при продаже вполне эффективен), получается, что баба Яга против? Но, как говорится, ничего личного, только бизнес. А бизнес с бывшими начальниками или коллегами, да еще за счет бюджета в России традиционно шел хорошо.
Эксперты рынка говорят, что в этом году активизировались «решальщики», предлагающие содействие на торгах, проводимых на АО «ДОМ.РФ». И чтобы избежать обвинений, необходимо покончить с непрозрачными схемами реализации госимущества, предусмотрев перечисление вырученных от реализации имущества денежных средств в полном объеме в бюджет РФ, установив таким образом единообразие в вопросе пополнения бюджета средствами от продажи госимущества. Необходимо поручить Правительственной комиссии под председательством В.Л. Мутко предусматривать при принятии решений соблюдение предусмотренных законом целей и задач АО «ДОМ.РФ», передавая ему для реализации только крупные жилищные (комплексное развитие территорий) и инфраструктурные проекты, непосредственно соответствующие установленным целям и задачам. Иные активы передавать Росимуществу либо субъектам РФ для реализации в установленном порядке.