В первые месяцы 2019 года ощутимо выросли цены на продукты. Покупая привычный набор товаров, мы платим в среднем на 20% больше, чем платили еще в конце прошлого года. Одна из причин роста цен в целом – повышение НДС до 20%, однако льготная ставка на целый ряд продуктов сохранилась, и тем не менее цены в магазинах выросли практически на все.
Согласно данным Росстата, больше всего подорожали помидоры – на 17,2%, капуста белокочанная – на 14,1%, огурцы – на 13,4%, виноград – на 12,1%, картофель, лук репчатый и морковь – на 6,4-7,5%. От одного до четырех процентов выросла стоимость мяса, птицы, рыбы, муки и круп. Зато, успокаивает россиян статистика, на 1,3% подешевела красная икра.
Замглавы ФАС Андрей Цыганов заявил, что цены на продовольственные товары должны расти. Таким образом, по мнению ФАС, производители могут получать адекватную прибыль и развиваться. И напротив, если бы стоимость продуктов не менялась, антимонопольная служба заподозрила бы в этом сговор компаний на рынке.
Директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев утверждает, что нормальной для рыночной экономики была бы инфляция, равная 1% в год. То, как поднимаются цены с начала 2019 года, в 2,5-3 раза выше по темпам роста в сравнении с тем, что было еще год назад, а в целом продовольствие в годовом выражении достигло инфляции 5,5% процентов.
– Когда рост цен бывает слишком большой, больше 1-3%, это никак нельзя назвать естественным и нельзя утверждать, что ничего страшного в этом нет. Нынешний рост цен – это ненормально. Мы долгие годы шли к низкому уровню инфляции и достигли рекордно низкого уровня в 2017 году – 2,5%. В прошлом году инфляция была уже 4,3%, в этом году, очевидно, будет выше, – рассказал Николаев «Правмиру».
Среди причин высокой инфляции он называет фундаментальные – уровень конкуренции на российском рынке низкий, поэтому мелким производителям трудно выйти со своей продукцией в крупные торговые сети; и те причины, которых вполне могло бы и не быть. Это повышение ставки НДС на 2 процентных пункта, рост налогов в целом, налог на самозанятых, который из-за своей неясности морально давит на владельцев бизнеса, в основном небольшого.
Директор Института повышения конкурентоспособности, экономист Алексей Ульянов также говорит о проблемах конкуренции. Фермерство, малый и средний бизнес и малая торговля в России поставлены в такие условия, что не имеют возможности развиваться. В результате на рынке образуются монополии, которые повышают цены неадекватно положению экономики.
– При попустительстве ФАС, которая превратилась в карательный орган, произошла монополизация даже такой, казалось бы, исторически заточенной под мелкие хозяйства сферы, как сельское хозяйство, при том что концентрация сельхозугодий в России в 300 раз больше, чем в Европе. Мы видим дела против молокозаводов, которые якобы дискриминируют «Данон», дела против мелких пекарен, которые якобы дискриминируют «Ашан», дела против птицефабрик, которые якобы установили такую монопольно высокую цену, что оказались либо в убытке, либо с рентабельностью 1%. По центральной России прошелся Ветнадзор, просто по сути выкосил поголовье свиней под видом свиной чумы, но почему-то к «Мираторгу» таких претензий не было и в результате эта компания монополизировала рынок, – объясняет Ульянов.
В начале года директор Ивановского завода нетканых материалов Роман Нечаев также был вынужден поднять цены на свою продукцию – утеплители для производства одежды. Малый бизнес, по словам Романа, испытывает массу трудностей, начиная с невозможности кредитоваться под разумный процент.
– Если сейчас цена кредита для малого бизнеса в среднем – 18%, то понятно, что эти деньги кто-то должен оплатить. И это покупатель, – объясняет Нечаев. – Получается такая пирамида из отчислений, когда нужно оплатить аренду, которая из года в год лишь растет, если есть, то аренду торговой точки, например, в торговом центре, которая тоже растет, счета за электроэнергию, которые растут минимум на 10% в год, налоги на работающих в фирме, а это 34% зарплаты, кредиты. Включите сюда и удорожание топлива, и множество мелких поборов, которые в итоге складываются в значительную сумму. После всех выплат предпринимателю остается порой 6-8% прибыли компании.
Сейчас не редкость, когда предприниматели получают меньше наемных работников. Любой штраф грозит банкротством, а надзорные органы только и занимаются тем, что выискивают, за что можно предпринимателей оштрафовать. Такая у них, видимо, задача, – признается директор.
По словам Нечаева, из-за «копеечной» прибыли вопрос о модернизации оборудования, а иногда и о его ремонте даже не возникает. Чтобы маленькая компания выжила, руководители вынуждены сокращать коллектив, стараются снять в аренду помещения меньшей площади по более дешевой цене, и такая оптимизация по сути – это движение вниз.
– Много лет подряд малый бизнес не развивается, а стагнирует, и тренд этот с годами только набирает обороты. По оценкам многих, за последние годы малый бизнес уже сократился вдвое или близко к этой цифре. Это огромный урон, невосполнимый, – продолжает Нечаев. – С высоких трибун неоднократно рассказывали о мерах поддержки малого бизнеса. Из года в год на это выделяются большие суммы, но в действительности нет никакой поддержки. Выхода тут нет, кроме как поднять цены. Понятно, что это приводит к меньшему объему продаж, поэтому и сокращаем коллективы и экономим на аренде, многие идут по пути серых схем, хоть как-то экономя на издержках.
По мнению Нечаева, государство должно обратить внимание на проблемы малого бизнеса и от слов перейти к делу. Алексей Ульянов также считает, что проблему можно решить, только в корне изменив экономическую политику, а в целом эксперты прогнозируют дальнейший рост цен.
– В этом году мы можем выйти на инфляцию больше 6%. Могут подключиться и другие негативные факторы в виде усиления санкций, что ослабляет рубль и автоматически ускоряет инфляцию. Цены будут расти, это такая новая старая реальность, от которой мы не успели отвыкнуть, а она снова с нами, – считает Игорь Николаев.
Автор: Наталья Костарнова.
Источник: Коммерсант.