Арбитражный суд Волго-Вятского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Страховая компания «Согаз Мед» (г. Москва; филиал – Ярославская область), подтвердив тем самым решение судов первой и апелляционной инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения абз.1, п.2, 3 ст.16 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в утверждении различных способов оплаты за единицу объема медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
В качестве нарушающих абз.1, п.2, 3 ст.16 №135-ФЗ ФАС квалифицировала следующие действия Департамента, Фонда, ООО «СК «Ингосстрах-М» (филиал в городе Ярославле), АО «СК «СОГАЗ-Мед» (Ярославский филиал): 1) по утверждению различных способов оплаты за единицу объема медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, а именно: для государственных медицинских организаций – на основе подушевого норматива финансирования, а для медицинских организаций частной формы собственности (ООО «Эксперт-Услуги») – за один вызов скорой медицинской помощи; 2) по внесению изменений к Тарифному соглашению от 05.02.2016 в части снижения тарифа на оплату вызова скорой медицинской помощи (врачебной) без внесения соответствующих пропорциональных изменений в тарифы иных видов скорой медицинской помощи, а также размера подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи.
ФАС посчитала, что установление в Тарифном соглашении различных способов оплаты скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования обусловлено организационно-правовой формой медицинских организаций.
Между тем приказом Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области определены зоны обслуживания и закрепления населения Ярославской области за медицинскими организациями Ярославской области, осуществляющими оказание скорой медицинской помощи. Данным приказом за государственным учреждением здравоохранения Ярославской области Станцией скорой медицинской помощи (далее — Учреждение) закреплены зоны обслуживания населения, проживающего в городе Ярославле, а также 4 сельских поселений Ярославского муниципального района.
Суд пришел к выводу о том, что применение подушевого норматива финансирования в отношении Учреждения было обусловлено объективными причинами – прикреплением застрахованных лиц к Учреждению. Соответственно, отсутствие установленных для ООО «Эксперт-Услуги» зон обслуживания явилось причиной включения в Тарифное соглашение от 31.12.2015 различных способов оплаты скорой медицинской помощи для указанных организаций.
ФАС также посчитала, что снижение тарифа негативным образом отразилось на финансовом положении ООО «Эксперт-Услуги», и не затронуло интересы конкурирующей медицинской организации – Учреждения. Суд установил, что ФАС не привела каких-либо расчетов, указывающих на экономическую необоснованность снижения тарифа на оплату вызова скорой медицинской помощи (врачебной) до 1747 рублей при одновременном сохранении при этом иных тарифов и подушевого норматива на прежнем уровне. (Дело № А82-8900/2017)