Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Департамента строительства Администрации г. Омска, подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Департамента по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 № 135-ФЗ, выразившегося в заключении устного соглашения, направленного на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, результатом которого явилось создание отдельному хозяйствующему субъекту — ООО «Дорстрой» более благоприятных условий осуществления деятельности при выполнении муниципального контракта, что могло привести к ограничению доступа к выполнению работ для муниципальных нужд иным хозяйствующим субъектам.
07.11.2014 департаментом контрактной системы в сфере закупок г. Омска было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта «Строительство дошкольного образовательного учреждения по ул. Мельничная, г. Омск», а также конкурсная документация (извещение № 0152300011914001395). Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составляет 177 912 363,10 руб.
В пункте 8.4 конкурсной документации указано: «Возможность изменения существенных условий контракта соглашением сторон при его исполнении в соответствии с пп. «6» п. 1 ч. 1 ст. 95 № 44-ФЗ: Предусмотрена». При этом пунктом 2.7 раздела III «Проект муниципального контракта» указанной конкурсной документации предусмотрено: «Муниципальный заказчик по согласованию с Генподрядчиком вправе изменить не более чем на десять процентов объем Работ. При этом соглашением сторон изменяется цена Контракта пропорционально дополнительному или уменьшаемому объему Работ, исходя из установленной в Контракте цены единицы Работы, но не более чем на десять процентов цены Контракта».
19.12.2014 между Департаментом и ООО «Дорстрой» заключен муниципальный контракт № 66-2014/С на строительство дошкольного образовательного учреждения по ул. Мельничная в городе Омске. Цена контракта составляет 169 016 744,95 руб., в том числе НДС 18% -25 782 215,33 руб.
09.02.2015 ООО «Дорстрой» направило в адрес Департамента письмо о выявлении в ходе выполнения подрядных работ по строительству объекта — дошкольного образовательного учреждения по ул. Мельничная, г. Омск в рамках муниципального контракта № 66-2014/С ряда дополнительных работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией.
В связи с изложенным, ООО «Дорстрой» просило Департамент подтвердить необходимость для сдачи строящегося в рамках муниципального контракта № 66-2014/С объекта в эксплуатацию производства следующих работ, а также внести по ним изменения в проект.
В ФАС из Прокуратуры города Омска поступила информация о наличии в действиях департамента строительства Администрации города Омска и подрядных организаций согласованных действий, признаков недобросовестности при выполнении дополнительных работ без заключения дополнительных соглашений к муниципальным контрактам.
Судом установлено, что Департаментом и ООО «Дорстрой», выполнявшим строительство объекта по муниципальному контракту от 19.12.2014 № 66-2014/С, без заключения дополнительного соглашения к нему, была увеличена стоимость выполненных строительных работ более чем на десять процентов от цены контракта, которая впоследствии была взыскана в рамках дела № А46-3021/2016.
Муниципальный контракт № 66-2014/С от 19.12.2014 заключен на сумму 169 016 744 руб., 95 коп., дополнительные работы, не предусмотренные условиями муниципального контракта, оплачены на сумму 19 220 019 руб. 53 коп. Учитывая, что цена контракта может быть увеличена не более, чем на 10% от цены контракта, в таком случае, Департамент и ООО «Дорстрой» вправе были согласовать дополнительные работы на сумму, не превышающую 16 901 674 руб. 50 коп. (10%).
По мнению суда, при наличии сведений о том, что выполнение дополнительных работ, стоимость которых превышает на 10% цену контракта, должно осуществляться только по результатам закупок (например, путем проведения торгов), Департамент после получения письма от ООО «Дорстрой» от 09.02.2015 о выявлении дополнительных работ, не предусмотренных муниципальным контрактом, дал согласие на дополнительные работы, утвердил Акты, тем самым в нарушение требований №44-ФЗ и №135-ФЗ отказался от проведения торгов на дополнительные работы. Департамент, дав согласие на выполнение ООО «Дорстрой» дополнительных работ, зная, что такие работы являются муниципальной нуждой и дополнительному расходованию будут подлежать бюджетные средства, что предполагает проведение на их выполнение торгов в соответствии с положениями №44-ФЗ, нарушил действующее законодательство. (Дело № А46-510/2018)