Арбитражный суд Северо-Кавказского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ПАО «Донавтовокзал» (г. Ростов-на-Дону), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ПАО «Донавтовокзал» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 № 135-ФЗ, выразившегося во взимании комиссионного сбора при предварительной продаже билетов. Также ПАО «Донавтовокзал» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 2 475 827 рублей 80 копеек.
Решением Арбитражного суда Ростовской области по делу А53-11250/2017, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований ПАО «Донавтовокзал» было отказано. В рамках дела N А53-11250/2017 суды пришли к выводу о том, что ПАО «Донавовокзал» имеет место нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 N 135-ФЗ.
Действующим законодательством не предусмотрено взимание дополнительных к стоимости билета платежей при предварительной и текущей продаже билетов на регулярные автобусные маршруты в кассах автовокзала (автостанции).
В ходе рассмотрения антимонопольного дела ПАО «Донавтовокзал» пояснило, что бронь — это дополнительная услуга, продаваемая отдельно и позволяющая в дальнейшем осуществить внеочередной выкуп забронированного билета. При этом бронированием ПАО «Донавтовокзал» считает закрепление места в автобусе за кем-либо. В свою очередь бронирование предполагает обязательство оплаты этого места в момент завершения срока бронирования, и нужно тогда, когда полная оплата невозможна в момент обращения, но возможна позже… Бронь не является комиссионным сбором, а является дополнительной сервисной услугой, для повышения качества обслуживания населения. Бронь взимается в случае приобретения пассажиром места для дальнейшего выкупа, как по телефону, так и непосредственно в кассе.
Однако, взимание ПАО «Донавтовокзал» оплаты за «бронь» и «заказ» происходит непосредственно в кассах автовокзалов (автостанций) аналогично взиманию оплаты за «комиссионный сбор» и в сопоставимом денежном выражении. Момент оплаты пассажирами «комиссионного сбора», «брони» и «заказа» совпадает с моментом оплаты полной стоимости билета. Оплата за данные услуги взимается без предварительного уведомления пассажира. Стоимость услуг «комиссионный сбор», «бронь» и «заказ» суммируется со стоимостью проезда и включается в итоговую стоимость билета, либо выбивается отдельным чеком на одной кассовой ленте одновременно с проездным билетом.
Согласно копиям проездных билетов с пассажиров, имеющих право на льготный (бесплатный) проезд, сотрудниками ПАО «Донавтовокзал» также взимается оплата за «бронь», либо «заказ».
Кроме того, в пункте 1.2 Приказа ОАО «Донавтовокзал» от 30.12.2008 №531 «Об установлении тарифов на услуги ОАО «Донавтовокзал» услуга «бронь» поименована как «бронирование одного места в автобусе по телефону и телеграмме (кроме Главного АВ)» стоимостью 42 руб. В то же время, ПАО «Донавтовокзал» взимает с пассажиров оплату за «бронь» или «заказ» при покупке билета непосредственно в кассе автовокзала. Аналогичным образом взимался «комиссионный сбор» в размере 40, 50 рублей за билет при предварительной продаже билетов на регулярные автобусные маршруты.
По мнению суда, взимание оплаты за «бронь» или «заказ» в кассе автовокзала, когда момент покупки и оплаты билета совпадает, является навязыванием пассажиру услуги, в которой он не нуждается и которая фактически не может быть оказана.
Суд отмечает, что пассажиры при покупке билета на регулярный автобусный маршрут не имели возможности отказаться от дополнительной платы за услуги «комиссионный сбор», «бронь» или «заказ», что подтверждается материалами дела. Взимание с пассажиров дополнительных к стоимости билета платежей («комиссионного сбора», «брони», «заказа») приводит к увеличению итоговой стоимости проезда на регулярных автобусных маршрутах.
Таким образом, суд соглашается с позицией ФАС о том, что с июня 2016 ПАО «Донавтовокзал» фактически возобновило взимание оплаты при предварительной продаже билетов на регулярные автобусные маршруты, именуя ее вместо «комиссионного сбора», «бронью» или «заказом». (Дело № А53-31260/17)