Правительство начало работу над реформой законодательства об административных правонарушениях. Как выяснил Investing.com, в планах чиновников заставить авторов поправок в КоАП разъяснять необходимость новых санкций, ввести мораторий на поправки, предусматривающие ответственность за нарушение новых регулятивных норм и правил, а также выявить нормы, наделяющие проверяющих слишком широкими пределами усмотрения.
С момент своего принятия в 2002 году Кодекс об Административных правонарушениях (КоАП) постоянно дополнялся. За 16 лет работы в него внесли более 750 поправок, то есть в среднем 47 поправок в год, рассказал Investing.com директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов.
«Учитывая, что некоторые изменения шли пакетно, сфера административной ответственности разрослась неимоверно. Многие нормы касаются мелких процедурных нарушений, которые по большому счету не наносят ущерб обществу или государству, но значительно ограничивают работу во всех сферах», — считает он. КоАП является одним из самых нестабильных документов и скорость его изменений серьезно усложняет и дезориентирует граждан, согласен адвокат АБ «Деловой фарватер» Андрей Алексеев.
Власти понимают эту проблему. С октября 2016 года по настоящее время принято 996 законов, 75 из которых вносят изменения в Кодекс, рассказал Investing.com представитель Минюста. «Кроме того, сейчас на рассмотрении в Госдуме находятся 962 законопроекта, 139 из которых вносят изменения в Кодекс. При этом 44 из них инициированы правительством, а большинство усиливают административную ответственность. Из 850 законопроектов, находящихся в разработке ведомств, 85 предусматривают внесение изменений в КоАП», — отмечает представитель ведомства. В Минюсте говорят, что это затрудняет эффективное обеспечение самозащиты своих прав гражданами, у которых нет специальных знаний, и в итоге создает предпосылки для распространения правового нигилизма.
Чтобы этого избежать и выправить ситуацию, правительство начало новую реформу КоАП. 7 сентября 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минюсту подготовить предложения по упорядочиванию процессов подготовки законопроектов, вносящих изменения в КоАП, а также вместе с другими ведомствами проанализировать КоАП и выявить нормы с необоснованно широкими пределами усмотрения для правоприменителей и неопределенными, трудновыполнимыми или обременительными требованиями к гражданам и организациям, рассказал представитель Минюста.
Как стало известно Investing.com, по итогам первого заседания рабочей группы чиновники решили сконцентрироваться на нескольких направлениях. В частности, установить требования к пояснительным запискам проектов, изменяющих меры административной ответственности, следует из материалов рабочей группы, с которыми ознакомился Investing.com.
«Большинство поправок в КоАП рассматриваются одновременно с основным законопроектом, у которого есть подробная пояснительная записка и объяснение, почему нужно новое ограничение. Но в поправке в КоАП подробного описания уже нет, оно идет по остаточному принципу. Составляет его то же ведомство, что и основной проект, зачастую непрофильное по отношению к КоАП», — поясняет партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Андрей Порфирьев.
Сейчас ведомства пишут пояснительные записки в свободной форме без анализа зарубежного опыта, правоприменительной практики, описания возможных негативных последствий и конкретных указаний, зачем нужна та или иная мера, говорит Ульянов. Зачастую разработчики формально подходят к содержанию пояснительной записки, не приводят данные, какую задачу решает этот проект и почему действующее регулирование этого не делает; нет и оценок, к каким социально-экономическим последствиям может привести принятие законопроекта, согласна исполнительный директор Антимонопольного комитета «Деловой России» Светлана Новоселова.
По ее словам, особенно это критично для законопроектов, которые вводят новые составы правонарушений и ужесточают санкции. «Финансово-экономическое обоснование, как правило, еще лаконичнее — расходов федерального бюджета не потребуется. Хотя очевидно, что серьезные штрафные санкции могут оказать негативное влияние на экономику в целом», — добавляет Ульянов.
Важно не только устанавливать дополнительные требования к содержанию пояснительных записок, но и иметь политическую волю, чтобы выяснить, действительно ли необходимо менять норму закона или можно решить задачу иным способом, считает Новоселова.
Минюст предлагает установить мораторий на внесение изменений в законодательство, предусматривающих административную ответственность за нарушение новых регулятивных норм и правил. Это верное решение, поддерживает Порфирьев. «Компаниям и ведомствам нужно подготовиться к новому запрету, увидеть его в работе, а такой возможности нет. Так как он сразу сопровождается новой административной ответственностью. Это не всегда оправданно, ведь есть и другие формы воздействия, например, предписание или отзыв лицензии», — поясняет он.
Минюст также предлагает разработать критерии определения головных исполнителей по подготовке проектов официальных отзывов и заключений правительства на поправки в КоАП.
Кроме того, ведомство планирует проанализировать отраслевое законодательство, за нарушение которого установлена административная ответственность. Таким образом Минюст хочет выявить нормы, наделяющие проверяющих необоснованно широкими пределами усмотрения или возможностью необоснованного применения исключений из общих правил, а также нормы с неопределенными, трудновыполнимыми или обременительными требованиями к гражданам и организациям.
Несмотря на регулярное обновление законодательства определенности в «правилах поведения» нет, что приводит к многочисленным делам за мнимые нарушения, неограниченному кругу обязательств и постоянному давлению на бизнес, поясняет Новоселова. По ее словам, административное законодательство должно устанавливать четкие понятия и определения без вариативности в толковании.
Задачи, обозначенные Минюстом, обусловлены значительным ростом числа принимаемых законов в сфере административных правонарушений, что негативно сказывается на стабильности законодательства и препятствует созданию эффективной целостной правовой системы, поясняет представитель Минюста.
Вектор работы выбран верно, но без реформы регуляторики и работы контрольных органов, прежде всего, отмены палочной системы и замены значительной части административных штрафов на страхование ответственности и коллективные иски пострадавших, ситуация не изменится, считает Ульянов.
Источник: Investing.com.