ФАС просит новые полномочия при проверке предприятий — ведомство хочет дополнительно контролировать участие в них иностранных инвесторов. Это вызвано возможным «созданием угрозы обороне страны и безопасности государства».
Федеральная антимонопольная служба предлагает расширить ее полномочия для контроля за иностранными инвесторами, участвующими в капитале стратегических предприятий. Соответствующий законопроект, разработанный службой, опубликован на портале нормативно-правовых актов. Если его примут, ФАС сможет проводить плановые и внеплановые проверки компаний, а сам список поднадзорных организаций расширится.
Поправки предлагается внести в 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», регулирующий участие иностранных инвесторов в российских стратегических компаниях. Зарубежные инвесторы обязаны согласовывать с правительственной комиссией сделки по покупке более 50% акций стратегических предприятий, а если они этого не сделают, сделку посчитают недействительной.
Но сейчас существует законодательный пробел в регулировании «стратегов», утверждает ФАС. Иностранные инвесторы покупают доли в юрлицах, которые «по смыслу» ст. 2 57-ФЗ не считаются хозяйственными обществами, но осуществляют стратегическую деятельность. Речь идет, в частности, об унитарных предприятиях, сельскохозяйственных кооперативах и т.д. Кроме того, закон не распространяется и на концессионные соглашения в случаях, когда они затрагивают стратегические виды деятельности.
Из-за этого «существует возможность создания угрозы обороне страны и безопасности государства в части приобретения прав в отношении стратегических юридических лиц или их имущества иностранными инвесторами либо находящимися под их контролем организациями», говорится в пояснительной записке к проекту. Соответственно, риски для государства при таких сделках не просчитываются, указывает антимонопольная служба.
Документ предлагает считать стратегическими предприятиями хозяйственные товарищества, крестьянские хозяйства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, то есть распространить действие 57-ФЗ на них. Затронет оно и концессионные соглашения, если их объектом будет «имущество хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение».
В пояснительной записке ФАС отмечает, что необходимость этих поправок вытекает из реальной судебной практики: по данным регулятора, есть случаи, когда иностранные инвесторы приобрели контроль над стратегическим предприятием с нарушением закона. В качестве одного из примеров ФАС приводит «дело порта «Пермь»: в 2011 году порт перешел под контроль нескольких чешских компаний, а спустя шесть лет ФАС подала в пермский суд заявление о признании недействительными тех сделок, ссылаясь на то, что порт являлся обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В марте 2018 года суд подтвердил, что пермский порт на момент оспариваемых сделок являлся стратегическим предприятием, но отказал ФАС в удовлетворении иска на основании истечения срока исковой давности.
В апреле 2018 года ФАС оштрафовала на 500 тыс. руб. канадскую Canrig Drilling Technology и подала на нее в московский суд за установление косвенного контроля над поставщиком бурового оборудования «Оксет» без предварительного согласования сделки.
ФАС также указывает на недостаточную эффективность механизма по контролю за иностранными инвесторами в компаниях-стратегах. Служба «не располагает действенными инструментами по оперативному получению достоверной информации о наличии контроля над активами стратегических обществ, об изменении в структуре владения такими активами». Это затягивает процесс получения доказательств и привлечения виновных к ответственности по 57-ФЗ. Поэтому ФАС предлагает наделить ее полномочиями «по проведению плановых и внеплановых проверок, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений» этого закона. Проверки, согласно проекту, будут выездными и документарными (то есть по месту нахождения органа контроля).
Инициатива ФАС вписывается в общий тренд расширения полномочий ведомства и может спровоцировать отток иностранных инвестиций, заявил РБК директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов.
«К сожалению, в последнее время очень много инициатив ФАС направлены на то, чтобы усилить и ужесточить контроль, хотя его и так более чем достаточно. ФАС обладает самыми большими полномочиями среди всех антимонопольных органов мира. Ни один антимонопольный регулятор не контролирует столько сфер и не проводит такого количества проверок, так не штрафует и не возбуждает столько дел», — отметил Ульянов.
«ГУПы и МУПы могут быть в сфере ЖКХ, товарищества — это малый и средний бизнес, и почему у них не может быть иностранного инвестора, в том числе из дружественных России стран? У нас лучше получается договариваться с якорными инвесторами, но с привлечением малых и средних инвестиций проблема. По-моему, инициатива ФАС может эту проблему усугубить», — считает Ульянов.
ФАС не в первый раз за последнее время запрашивает расширение полномочий. Служба также хочет усилить борьбу с картелями — для этого просит дать ей возможность изымать документы предприятий (это уже могут делать налоговики и таможенники), брать у представителей компании объяснения, получать материалы оперативно-разыскной деятельности, а также знакомиться с материалами дела, составляющими охраняемую законом тайну, персональными данными и данными об абонентах услуг связи. Инициатива столкнулась с критикой бизнеса: крупнейшие деловые объединения (РСПП, ТПП, «Деловая Россия») в конце июля попросили правительство декриминализировать картельные соглашения. Бороться же с ними нужно высокими административными штрафами, считают бизнес-объединения.
Принудительные аукционы
ФАС в законопроекте также предлагает создать новый механизм продажи акций стратегических предприятий иностранными инвесторами в тех случаях, когда они совершили сделку без согласования с правительственной комиссией. Сейчас в случае, если суд по иску ФАС лишает инвестора, чья доля превышает установленный законом уровень, права голоса на общем собрании акционеров, компания «остается в бесконтрольном состоянии», объясняет служба. Это происходит из-за того, что инвестор не вправе продать свою долю «ввиду ничтожности ранее совершенной сделки». Согласно законопроекту суд одновременно будет принимать и решение о принудительной продаже долей, а проходить она будет на открытом аукционе.
Какие компании считаются стратегическими
Чтобы предприятие было признано стратегическим, оно должно быть зарегистрировано в России и заниматься хотя бы одним из прописанных в 57-ФЗ видов деятельности. Всего их 46, в том числе «деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний»; работа с ядерными установками и радиоактивными источниками; техническое обслуживание и распространение шифровальных средств; разработка, производство, торговля и ремонт вооружений и военной техники; космическая деятельность; работа с авиационной техникой; геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых на участках федерального значения; теле- и радиовещание, которое затрагивает более чем половину населения какого-либо региона; вылов биологических ресурсов. Закон также распространяется на компании, занимающие доминирующее положение на рынке услуг фиксированной телефонной связи (в масштабах городов федерального значения или пяти и более регионов). Эксперты PwC писали, что зачастую даже сотрудники предприятий «не знают о наличии у него статуса стратегического, что может повлечь нарушение ими требований закона».
Источник: РБК.